Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Высш. шк., 2008. — С. 355-357.
Традиционно вузовскими формами работы считались лекции и семинары. В последние годы они успешно используются и в старших классах средней школы.
История возникновения лекции (от лат. lectio — чтение) восходит к XIII — XIV вв., когда в Европе возникли первые университеты. Эта форма обучения оказалась не менее живучей, чем урок, хотя её упорно, особенно в последнее столетие, критикуют как «пассивную» форму обучения, когда лектор все делает за студента (учащегося), последние получают в готовом виде весь материал и у них слабо развиваются творческие способности и умения, познавательная самостоятельность. Полагают, что новые информационные технологии делают лекции в вузе излишними.
Действительно, традиционное отношение к назначению лекций, когда лектор стремился весь материал курса или, по крайней мере, все его основные положения, изложить на лекциях, нужно пересмотреть. Традиционный объём лекционных занятий (от 1/3 до 1/2 всего объёма часов) необходимо существенно сократить. Видимо, необходимо больше проводить вводные, проблемные и обзорные лекции, а лекции чисто информационные во многом можно заменить другими источниками информации. Однако нельзя забывать, что лекция (и вузовская, и школьная) — форма живого общения педагога с обучающимися, по внешней форме монологическая, но по существу представляющая собой беседу, диалог со слушателями. Это непосредственное влияние личности на личность, несущее большой воспитательный заряд. Хорошая лекция — это открытая школа мысли и эмоций, образец логики, доказательности, убедительности. Она выполняет ориентирующие, развивающие и воспитывающие функции. Именно лекция призвана дать студенту, обучающемуся путеводную нить в океане информации, творческий заряд, помочь обрести жизненные смыслы. Ясно. что для этого от лектора требуется глубокая эрудиция, искусство общения, искреннее стремление помочь слушателям выйти на самостоятельный путь поиска.
Школьная лекция отличается от вузовской только тем, что при несколько меньшей продолжительности (30 минут на обычном уроке, 40 — 45 — на спаренном) — материал дается более целостно и тут же на основе беседы, анализа ситуаций и т.д. закрепляется и прорабатывается.
И в школе, и особенно в вузе очень большую роль в обучении играет самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа выступает особой формой организации деятельности учащихся, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но по его заданию как во время урока, аудиторных занятий, так и вне их: работа с компьютерными программами, с литературой, источниками, домашняя подготовка и т.д. Самостоятельная работа подготавливает ученика к самообразованию, формирует готовность к самореализации и непрерывному самосовершенствованию.
Итоги работы студента (ученика) на лекции и результаты его самостоятельной работы часто подводятся на семинаре (от лат. seminarium — рассадник). Семинар призван систематизировать и углублять изученное, учить использовать знания, совершенствовать умения и навыки. Семинар требует от студента довольно высокого уровня самостоятельности — умения работать с несколькими источниками, сравнивать, делать собственные обобщения, оценки, выводы. Самыми продуктивными в этом отношении являются активные формы проведения семинарских занятий: диспуты, дискуссии, ролевые игры, прессконференции и сообщения учащихся с последующим обсуждением, элементы обучающих игр.