Кто определяет содержание моих уроков?

Приступить к размышлениям об образовательных технологиях хочется с описания двух коротких разговоров, случившихся у меня на уроке в этом учебном году.

Первый — ещё в сентябре. Приготовился к уроку: подобрал материал, подготовил задания, спланировал кто, что и как будет делать. И вот уже на уроке, стою, объясняю материал; пятиклассницы с первой парты смотрят на меня внимательно, пристально. «Можно спросить?» — обращается одна из них. «Конечно, можно», — отвечаю я. «А вы знали, что у вас на голове волосы чёрные, а брови рыжие?» Я улыбаюсь, киваю, говорю, что знал, а сам понимаю, что это не для них урок про информацию и восприятие информации, а для меня. Что там? «Информация по способу восприятия бывает визуальная, аудиальная, тактильная, вкусовая, обонятельная…» Но вот приходит человек к человеку, и воспринимают они прежде всего человеческое друг в друге.

Другой — на прошлой неделе. Я объясняю алгоритмы, как можно сократить количество команд, что-то о математике и оптимизации. И тут традиционный вопрос, где может это в жизни пригодиться. Я немного о жизни, об управлении самим собой и другими, а шестиклассница просит: «Можно ещё один вопрос задать?». «Да», — улыбаюсь я, а она спрашивает: «Почему вы с нами на “вы” говорите, мы ведь ещё не старые?»

Почему у меня слово “технология” ассоциируется с чем-то автоматическим, машинным, искусственным? Может быть, потому, что τέχνη и есть “искусство”, в том числе и искусство ремесленника, создающего вещи искусные и искусственные? А образование для меня всегда что-то живое и порождающее, будь то образование гор или образование человека: в одном случае создаётся твердь, а в другом создаётся по образу и подобию. Пожалуй, благодаря этому я и могу понять образовательные технологии как искусство творца. Написал сейчас с маленькой буквы, а смыслом хочу наполнить таким, чтобы звучало с большой.

Итак, на уроке много может быть и приёмов чисто ремесленных, и организация учебного процесса – это сродни организации производства, где требуются свои инженеры, однако в школу, чтобы она была живой, должны прийти люди: дети, маленькие и большие, и взрослые, разные взрослые. Слишком холодно звучит единое образовательное пространство, кто привнесёт в него творческое разнообразие и сердечную теплоту?

Это первый вопрос, возникающий у меня в связи с размышлением об образовательных технологиях: «Кто?» Тот, кто боится «как бы чего не вышло»? Тот, кто жалуется на то «какое пошло поколение»? Тот, кто ненавидит «безграмотных начальников и необразованных чиновников»? Тот, кто плачет о «потерянном времени, утраченных ценностях и своих иллюзиях»?

Я преподаю информатику. Когда-то Андрей Александрович Берс рассказывал мне о своих учителях: об Алексее Андреевиче Ляпунове и Андрее Петровиче Ершове. Эти рассказы в студенческие годы определяют сегодня содержание моих уроков: математика и программирование. Некогда жаловаться на учебники и бумажные экзамены, надо успеть показать множество интересных идей и сделать вместе своими руками то, что без тебя сделано не будет. Именно поэтому можно смело отказаться от любого рекомендованного учебника из любого одобренного федерального перечня, потому что когда-то, академику Ляпунову приходилось поддерживать генетику и в домашних условиях “читать лекции по математической обработке результатов генетических опытов”, не смотря на одобренное сверху учение товарища Лысенко.

В школе, где я сейчас работаю, информатика преподаётся со второго класса, и уроки проводятся в компьютерном классе, и лучший материал для практических занятий находится в Студии Кода. Планы уроков для большинства коллег, конечно, ещё нуждаются в переводах, как и уроки без компьютеров, однако, думаю, это то, что ждёт наших общих усилий: можно оттачивать свой английский, можно прибегнуть к помощи коллег; так когда-то сделали мы с моей коллегой, прекрасной учительницей английского языка Ксенией Юрьевной Агеевой, подготовив для ребят в летнем лагере совместные занятия по программированию и английскому языку для программирования. Уроки в Студии Кода настолько удобны для учителя, что очень важно не забывать к ним готовиться: где-то мы собираем код из готовых блоков и некоторых ребят нужно научить пользоваться специальными конструкциями ветвления и цикла, чтобы уменьшить общее количество блоков и сделать алгоритм проще и универсальнее, где-то ребят надо учить читать уже собранный код, показать, что это тоже текст, а в этом тексте могут быть свои ошибки, баги, которые хорошо бы уметь исправлять. На этих уроках дети могут и любят работать самостоятельно. Учить же надо видеть собственные трудности, умению попросить помощи учителя и одноклассника, умению эту помощь оказать, умению объяснить, как это делается, потому что простое “посмотри, как я это сделал и спиши” они могут и сами, и умению принять помощь тоже надо учить. Очень радует, когда ученики способны сказать: «Нет, я не буду смотреть ваш код, мне надо понять, как это сделать самому».

Навыки, полученные в Студии Кода, очень пригодятся при работе в среде Скретч. Дополнительный модуль к программе по курсу информатики для 5-6 классов и поурочные планы уже есть в авторской мастерской Людмилы Леонидовны Босовой, однако от каждого учителя зависит, какой модуль на его уроке будет основным, а какой дополнительным, а также какие ещё учебные материалы будут использованы для подготовки к урокам и рекомендованы детям и родителям. А здесь действительно есть, что рекомендовать. Пока мы c четвёртыми классами анимируем басни, учим Губку Боба играть в футбол, повторяем таблицу умножения, я смотрю в сторону специальных цифровых лабораторий для пятиклассников на уроках информатики и очень надеюсь, что в следующем учебном году они дополнят наши уроки информатики не только углублением математики, но и пропедевтикой физики.

Когда-то очень хорошие идеи и задачи были подготовлены Алексеем Львовичем Семёновым, Александром Калмановичем Звонкиным, Сергеем Константиновичем Ландо, Михаилом Николаевичем Вялым и другими в учебном курсе “Алгоритмика” для 6-7 классов. Этот курс прекрасно сочетается с использованием разработанным научно-исследовательским институтом системных исследований РАН комплектом учебных миров КуМир. Очень полезны и интересны методические разработки Константина Юрьевича Полякова, посвящённые работе в среде КуМир. Однако мой опыт пока говорит о том, что эти идеи и задачи частично можно и нужно воплотить с использованием языка Питон. Очень легко использовать уже готовые задачи, учебные тексты и методические рекомендации при изучении черепашьей графики. Ряд заданий для уроков я опубликовал на своём сайте и со временем надеюсь превратить это в цельный курс для шестиклассников.

А вот седьмые, восьмые и классы старше можно знакомить не только с хорошо зарекомендовавшим себя сайтом дистанционной подготовки по информатике, созданным при непосредственном участии московского центра непрерывного математического образования и многими ведущими учителями, руководителями кружков и тренеров команд по программированию, но и очень удобное платформой Степик, где можно воспользоваться уже готовыми учебными курсами (в том числе и для самообразования), например, для подготовки школьников к олимпиаде НТИ, или научиться создавать свои собственные уроки и курсы.

Кто подберёт самый интересный материал для своих уроков, кроме учителей и детей? Некоторые учебные материалы, которые действительно изменили и меняют мои уроки, посоветовали ребята: когда-то я благодаря пятикласснику Глебу отказался вести курс алгоритмизации и программирования на паскале в пользу питона, сегодня шестиклассник Ярослав активно просит ввести в курс информатики программирование микроконтроллеров.

Смелый учитель решится смотреть не только в учебный план, примерную программу и одобренный УМК, но и вокруг себя. Решительный учитель дерзает услышать голос разума, голос будущего в обращённых к нему словах детей. Дерзновенный учитель меняет то, что в силах изменить прямо сейчас. Но даже если ты смел, решителен, дерзновен, даже если подобранный тобой учебный материал нов и прекрасен, улыбнись снисходительно над самим собой: будущее глазами детей смотрит не только на твои чудесные предметы, но и на твои растрёпанные волосы, на посыпанные мелом кофты и пиджаки, на твои жесты дельного человека, на заставляющие задуматься о красе ногтей пальцы, будущее слышит слова, которые ты говоришь, вместе с интонацией, с которой ты их произносишь, в твоём взгляде оно видит твоё вдохновение, твою радость и, если что-то пошло не так, напишет тебе в записочке: «Не унывай!» Младое, незнакомое племя смотрит на тебя и вопрошает: «Почему вы нам говорите “вы”, мы ведь ещё не старые?» Что мне сказать в ответ? «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», — улыбаюсь и говорю тебе: «Здравствуй!»

Логотип Учительской газеты