Читаю «Добротолюбие», и вот, что пишет св. Антоний Великий в своих наставлениях: «К ограждению себя от греха будем соблюдать ещё следующее. Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это друг другу; и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает чтоб это видели? Или кто согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так если будем записывать свои помыслы, с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности. — Итак записывание да заменит для нас очи наших сподвижников, чтобы, чувствуя при записывании такой же стыд, какой чувствуем, когда смотрят на нас, и в мысли мы не держали чего-либо худого. Если так будем образовывать себя, то придём в состояние порабощать тело своё, угождая Господу и попирать козни врага».
Когда был подростком, думал согласно с этим святым человеком. Но что-то изменилось теперь. Св. Антоний прав, но только в том случае, когда стыдно перед другим человеком. Пожалуй, общество, в котором я живу сейчас, отличается в худшую сторону от того, в котором я жил подростком. Раньше некоторые поступки, действительно, считались грехом, теперь некоторыми грешными поступками принято похваляться, выставляя их напоказ. Что случилось? Почему перед другим человеком теперь менее стыдно?
Раньше у меня были хорошие родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти, близкие люди, учителя в школе. Теперь этих людей нет рядом со мной. Многие люди, которых я любил, ушли из жизни. И стыдно теперь мне может быть только перед памятью этих любимых людей.
Однако страх Божий не от людей исходит. Есть то, что лучше знать и понимать. Зная, что Господь наблюдает за тобой, не грешить. Но и в минуты сомнений, когда кажешься себе одиноким, покинутым, забытым, не грешить всё равно. Человек не столько раб Божий (хотя лучше человеку быть рабом Бога, чему слугою дьявола), сколько Богом сотворённый и имеющий в себе искру Божию. А имеющему волю творить благо, лучше творить благо и жить по совести.