О некоторых концептуальных понятиях в педагогике

Под образованием обычно понимается процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков. Однако в этом обычном понимании не учитывается, кем совершается этот процесс, а ещё менее определённым представляется слово «результат». Бесспорным, пожалуй, является то, что процесс усвоения различных знаний, умений и навыков совершается человеком. Без человека образование невозможно. Однако, что человек получает в результате? Только ли знания, умения и навыки? Нет. В первую очередь, все полученное человеком изменяет самого человека, он становится другим. Не есть ли результат образовательного процесса сам человек? Этот вопрос требует особого рассмотрения, но уже сейчас ясно, что если человек окажется результатом образовательного процесса, будучи при этом его непосредственным участником, то, говоря об образовании, необходимо говорить о гуманистическом (человечном) образовании прежде всего. Поэтому для данного случая договоримся при всех остающихся неясностях понимать под образованием процесс усвоения человеком различных знаний, умений и навыков, которые созидают человеческое в человеке.
Что понимают под воспитанием обычно, я даже затрудняюсь сказать, настолько различным оказывается употребление этого термина в рамках педагогики: это и процесс социализации, и процесс формирования личности, и воздействие на ребёнка, и много другое. Мне ближе оказываются подходы, где речь идёт о формировании личности. Каждый человек в той мере является человеком, в какой мере в структуре его личности проявляется нравственное начало. Это нравственное начало, этот духовный стержень является предметом заботы воспитателя и самого человека, занятого трудом самовоспитания. Эту заботу можно сравнить с заботой матери о своём ребёнке, всякий раз прикладывающей плачущего младенца к груди. Младенец плачет, нуждаясь в материнском тепле, материнском молоке. В подобной заботе нуждается и современный школьник, нуждается в нравственной теплоте сердца, в пище для ума, нуждается в заботе, способствующей его духовному, нравственному росту. Такую заботу я и называю воспитанием.
Под школой обычно понимают общественный институт, в рамках которого осуществляются образовательный и воспитательный процессы для детей определённого возраста. В общем соглашаясь с этим определением, мне бы хотелось напомнить, что школа имела свою историю. Историю эту необходимо время от времени напоминать себе, чтобы занятия в ней организовать максимально эффективно. Речь идёт о том, что когда-то в древнегреческой культуре слово это обозначало досуг, свободное время. Этим же словом стали обозначать занятия на досуге. Со временем школа изменялась, изменялись её структура и характер. Однако воздух свободы и досуга школе необходим и сейчас. Эффективной работа ученика и учителя будет тогда, когда они свободны в познавательном процессе, свободны продолжить учиться даже тогда, когда появляется свободное от уроков время.
О педагогических технологиях в наше технократическое время сказано очень много. Обычно слово технология используется тогда, когда говорят о производственном процессе. Именно в производстве технологии продемонстрировали свои успехи, и слово это перекочевало в другие сферы человеческой деятельности, появились технологии эффективного общения, технологии успешных продаж, бизнес-технологии, педагогические технологии. Наряду с этим заговорили об опасностях, таящихся в технологиях, опасностях, когда не столько человек использует технологию, сколько технология использует человека. Для существования и развития многих современных технологий оказались нужны особые люди. Не теряют ли они при этом некоторых своих изначально человеческих черт? Массовое производство знаний, массовое производство выпускников… В словосочетаниях этих есть что-то механически обездушенное. Однако и без технологий нельзя. На помощь в этой ситуации приходит понятие мастера. Именно мастер владеет технологиями. Рука мастера видна в его изделии. Педагогические технологии — это технологии мастера. В работе педагога нет места механистичности и обездушенности. Смотришь на ученика, говоришь с ним и понимаешь, что его учил настоящий мастер своего дела (хотя на другого посмотришь и понимаешь, не дал ему бог учителя, приходится бедняге всё делать самому).