Если открыли, то тогда философия содержит знания и может претендовать на звание науки. Если нет, то философия в лучшем случае может быть лишь утехой для любителей порассуждать о чём угодно, в худшем — она просто вредна.
Есть люди, которые из кожи лезут, чтобы доказать, что философия — не наука. Попытался это сделать профессор А. Л. Никифоров. Он опубликовал в «Философские науки» (№6, 1989 год) статью «Является ли философия наукой?» Отрицательный ответ на этот вопрос — следствие логической ошибки. Он приводит примеры научного знания, какое существует в специальных науках, примеры того, как они, эти науки, ведут себя в исследовательских ситуациях, сравнивает философию и делает вывод, что последняя — не наука. А. Л. Никифоров доказал, что философия не такая, как физика, химия, но не доказал, что она не наука.
Если сравним два суждения «Скорость света — триста тысяч километров в секунду» и «Любая вещь движется и покоится в разных отношениях», то мы придём к заключению, что то и другое — знания, только разные: одно физическое, другое философское. Нет, никогда не докажешь, что все положения, высказанные философами, являются знаниями. Хотя философия и есть любомудрие, в философии высказано не меньше глупостей, чем в любой другой науке. Являются ли знаниями положения: «Нет ничего беспричинного», «Движение и покой всеобщи», «Нет свободы без добровольности»?
Люди, не сведущие в том, как осуществляется научное познание и как доказываются его результаты, могут сказать, что приведённые выше суждения можно было бы назвать знаниями, если бы могли проверить все случаи, например, причинной обусловленности. А зачем? Разве мало, что без знания причин заболеваний нельзя лечить больных? Разве мало, что не обнаружено ни одного случая возникновения чего-либо без причины? Разве мало, что следствия, вытекающие из отрицания утверждения «Нет ничего беспричинного», абсурдны, не совместимы со всем опытом человечества. Так что формулировка закона причинности — знание. Можно обосновать, что и другие приведённые положения — знания. Но это особое знание, оно не такое, как в специальных науках, ибо является обобщением о всеобщем, Впрочем, это не всё доказательство. Если мы найдём факты научных открытий в философии, то вопрос о философии как науке будет решён.
Философы открыли закон причинности (Левкипп, Демокрит). Относительность качеств открыли древние скептики. Всеобщность движения открыл Гераклит. Всеобщность покоя открыли позднее. Гегель открыл, что всё с самого начала обременено своим отрицанием. Маркс открыл, что общественное бытие определяет сознание, позднее было открыто обратное влияние. Беркли, Мах, Рассел открыли, что мир нам дан через нашу природу, наше сознание. Ленин открыл всеобщность отражения. Перечисление открытий можно продолжать.
Многие философы относились к философии как к науке, Так, Гуссерль утверждал, о философия — это наука. Он стремился сделать философию точной наукой. Гегель писал: «…Вера в могущество разума есть первое условие философских занятий». Философию нередко отождествляют с теологическими изысканиями. Но это ошибка. Не является философия и искусством в том смысле слова, какое оно имеет в эстетике, ибо не создаёт художественных образов.
Задача состоит не в том, чтобы не видеть в философском знании научность, а в том, чтобы исключить из философии всё то, что не является знанием, исключить спекулятивные и пустые построения.