Историю делают люди, а они бывают умными или глупыми. Кроме того, нет умного, который не сделал хотя бы однажды глупость.
Главой государства, партии, руководителем, начальником становятся вовсе не потому, что являются людьми выдающегося ума. В монархии власть вообще достаётся не по уму, а по наследству. Истории известны тупоумные цари, султаны, шахи, короли, президенты и т. д.
В вожди, президенты, руководители попадают часто люди, оказавшиеся на волне какого-то общественного движения, брожения, попавшие «в струю» и не всегда блещущие умом. По праву наследования получила византийский престол Зоя, ставшая императрицей. Её правление называют «бездарным». Византийская империя при ней слабела на глазах.
Известным стал благодаря своей глупости и киевский князь Игорь, брат Всеволода, умершего в 1146 году. Л. Н. Гумилёв так рассказал о нём в книге «От Руси к России»: это «человек на редкость неталантливый. Меньше чем за месяц своего правления он сумел настроить против себя киевлян».
Если принять оценки Мориса Дрюона в «Проклятых королях», то ветвь Валуа, к которой перешла французская корона, состояла из легкомысленных хвастунов, непомерных тщеславцев; недалёкие отпрыски ветви Валуа, всходившие на престол, были уверены, что стоит им улыбнуться, как всё королевство будет осчастливлено.
Конечно, нет людей, которые бы считали себя глупыми. Это относится прежде всего к лицам, обладающим большой, особенно непомерной, властью. Им кажется, что уже само положение делает их всех умнее.
Для нас важно и другое. Казалось бы, общество заинтересовано в том, чтобы им руководили умные люди. Но всегда находятся силы, желающие обратного. Вот хотя бы одно из таких желаний: «Нашему народу нужен царь, и чем примитивнее он будет, тем лучше для народа и для нас».
Можно ли говорить о глупости не только отдельных личностей, но и их совокупностей — толпы, слоя, даже общества? Глупо себя вести могут люди, объединённые жаждой разрушения, уничтожения. Они сносят все на пути беспощадно.
Бывают в истории народов периоды, в которые нисходит на многих людей какое-то отупение, разум их затемняется, они начинают говорить и делать глупости, теряют способность взглянуть на себя со стороны, посмотреть правде в глаза, критически отнестись к себе.
Сейчас явно отдаётся нашим обществом предпочтение вере, мистике. В газете «После суда» в серии номеров были опубликованы обширные извлечения под названием «Человек, овладевающий своей судьбой» из книги О. М. Айванхова. Излагаются измышления, взятые, как говорится, «с потолка». Возьмём хотя бы два примера, Издавна люди различали душу и тело. Телесное не может быть душой, а психическое, духовное — телесным, что, конечно, не означает, что они не связаны (поражения мозга приводят к изъянам в психике и т. д.). И это доказано, обосновано и не является просто мнением. Так вот, поставим вопрос предельно остро: есть ли у души волосы, борода, зубы, глаза и т. д. Да нет, конечно: дух не имеет всего этого. Что же утверждает О. М. Айванхов? После смерти «вас поместят перед экраном, и перед вашими глазами пройдёт вся ваша жизнь с мельчайшими подробностями. И у вас волосы встанут дыбом на голове». Без хохота всю эту дребедень читать невозможно. А вот ещё: «человек обладает в верхушке сердца атомом-минибобиной, на которой запечатлена вся его жизнь…» Как узнал О. М. Айванханов, что есть такой атом и экран на том свете? Да никак не узнал. Придумал и понёс по свету.
2 мая 1992 года в телепередаче «Красный квадрат» один из деятелей искусства Украины заявил: «Украина была 700 лет колонией России». Это что, от большого ума? Во львовской газете «Шлях перемоги», в одном из номеров (25 грудня 1993 року) говорится: «Третью мировую войну начнёт Россия нападением на Украину». Вот так, ни больше, ни меньше.
Сейчас развенчаны все «иконы» — кумиры истории. Сделано это, правда, в крайних формах — полного очернения всего, начиная с Петра I. Кумиры сброшены. Теперь бы научиться уважать свою историю. Епископ Реми, обращаясь к королю франков Хлодвигу, сказал: «Склони голову, гордый сикамбр, сожги то, чему поклонялся, поклонись тому, что сжигал…»
И. С. Тургенев в романе «Дворянское гнездо» приводит стихи Михалевича, университетского товарища Лаврецкого:
Новым чувствам всем сердцем отдался,
Как ребёнок душою я стал:
И я сжёг всё, чему поклонялся,
Поклонился всему, что сжигал.
Отрицание и утверждение, преемственность и повторяемость не существуют в мире друг без друга. И это норма для поведения.
Правильно говорят: из истории не выбросишь то, что в ней было. Известно, что в историю войти легко, но выйти из неё невозможно. И всё, что в ней происходит, происходит на достаточном основании. И что было, не могло произойти иначе в тот момент и в тех условиях. Последнее подчёркиваем особо, ибо здесь речь не идёт о том, была ли возможность иного исхода событий. Была, конечно. Но, чтобы она стала действительностью, нужны другие условия.
Глупость — плохое мышление, порождающее грубые ошибки и повторение одних и тех же ошибок, это тупоумие, проявляющееся в изъянах поведения. Например, в совершении преступлений. То, что преступление — глупость, доказано. Рост преступности в обществе свидетельствует о росте глупости в этом обществе.
Итак, в истории всех народов во все времена присутствует, действует глупость в той или иной степени. Стоит ли удивляться тому, что история такая, какая она есть, со всеми её ужасами, трагедиями и потрясениями? Ведь после нас также будут нас поносить, как мы поносим свою историю. Жаловаться на историю нечего: в её движущие силы непременно входит глупость.
Мы пришли к выводу, что глупость — движущая сила истории, но из этого не следует, что она — единственная сила. Просто в обществе всегда есть, если образно сказать, слой глупости. Этот слой может становиться или тоньше или толще. А события в истории зависят и от других факторов. Причина всегда сложна.