Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Высш. шк., 2008. — С. 13-23.
1.3. Специфика педагогической деятельности на различных исторических этапах
Профессия педагога является одной из древнейших. Требования к содержанию и результату педагогической деятельности, условия труда, социальный статус педагога определяются конкретно историческими условиями, в которых эта деятельность осуществляется.
Педагогическая деятельность в доисторический (первобытный) период
В первобытный период основным способом передачи социально значимого опыта была производственная деятельность, в которую дети включались по мере взросления. Основным способом передачи знаний являлся совместный труд. Обучение было направлено на формирование навыков трудовой активности, обеспечивающих выживание в существующих условиях. Воспитание ‘заключалось в передаче традиций племени по принципу «делай, как я».
Субъектом педагогической деятельности была вся община (племя). В славянских племенах, например, мать пестовала ребенка до 4 — 5 лет. Затем девочек оставляли в женском доме, мальчиков передавали в дом мужчин. С возникновением единобрачной семьи мужские и женские дома трансформировались в дома молодежи, куда родители продолжали отдавать на воспитание своих детей.
Со временем воспитательная практика стала заботой старейшин. Они приучали подростков к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда, передавали заветы предков, моральные нормы. В эту эпоху основным жизнеобеспечивающим ресурсом для человека являлась природа, что требовало строгой внешней регламентации жизнедеятельности, воспроизведения из поколения в поколение традиций предков, упования на высшие силы. В педагогической деятельности широко использовались заговоры, заклинания, магические действия, ритуальные песнопения.
Основным способом фиксации педагогических знаний было хранение в памяти, в устном народном творчестве: предания, легенды, пословицы, поговорки, потешки, пестушки. В них находили отражение те знания, нормы, общественно значимые ценности, которые необходимо было передать молодому поколению.
Основным смыслом и назначением педагогической деятельности было обеспечение выживания племени в существующих условиях.
Педагогическая деятельность в древности (в рабовладельческий период)
В период рабовладения появился специфический социальный институт, где осуществлялась специально организованная образовательная и воспитательная деятельность — школа. Школа (от лат. schola, от греч. σχολή, буквально — досуг, отдых от труда). Первые школы возникли в Египте, Ассирии и Вавилоне. Обучение происходило в специальном здании — «доме глиняных табличек». Знание в представлениях того времени давало человеку почти магическую силу и потому высоко ценилось. Педагогические функции выполняли служители религиозного культа — жрецы.
В древней Греции учителями были вольные граждане. Функции учителя в древней Греции выполняли дидаскалы. Кроме этого широко была распространена должность педотрибов, они занимались физическим воспитанием. Из числа знатных аристократов старейшинами назначались педономы, которые наблюдали за нравственным поведением и военно-физическим развитием своих воспитанников. Воспитание детей в богатых семьях поручалось особым лицам из рабов, которых назвали педагогами (от греч. παιδαγωγός — дитя и веду, воспитываю).
Позднее появились школы, которые носили имена их создателей: Академия Платона, Ликей (от греч. Λύκαιον — лицей) Аристотеля, Сад Эпикура. Обучение осуществлялось в форме ученичества. Содержание научного и мировоззренческого знания существенным образом зависело от миропонимания учителя, который нес это знание своим ученикам. Имея свободу в выборе содержания, форм и методов воспитания и обучения, учитель тем не менее находился под контролем со стороны государства и общества и мог понести серьезное наказание за свою деятельность. Истории известен факт, когда якобы за «растление» молодежи неугодными обществу знаниями философ Сократ был приговорен к смертной казни.
Наиболее известны своей педагогической направленностью философские учения Сократа, Платона, Аристотеля. Философско-этические труды, где закладывались основы науки о воспитании, были пронизаны мыслями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина.
В период древности сформировался, а в средневековье получил наибольшее развитие особый жанр — «литература премудрости», представленная в виде «мудрого речения»: притчи, сентенции, афоризма, поучения. Слово рассматривалось как одно из самых сильных и действенных воспитательных средств. Все назидания велись от имени отца. Все «мудрые речения» выдержаны в доверительном семейно-домашнем тоне, обращены непосредственно к читателю. Отец выступает как первейший воспитатель, на котором лежит основная обязанность растить и направлять дитя. В образе отца выступают учителя, которые, как считалось, могут дать детям новое рождение посредством обучения или духовного наставления. Учитель рассматривается как «второй отец», иногда более значительный по своей роли, чем первый.
Педагог был хранителем традиции, поддерживал доминанту старшего поколения над младшим. Наставления физических и духовных отцов составляли фундамент и основу функционирования педагогической традиции.
Педагогическая деятельность в средние века (в феодальный период)
Период феодализма связан с дальнейшей дифференциацией общества. Появляются сословия, возникают сословные школы со своеобразной воспитательной практикой. Наряду с церковными школами (приходскими, монастырскими, соборными) создаются ремесленные школы, аристократические грамматические школы, рыцарские академии, торговые и технические школы. Система воспитания в этих школах соответствовала социальному положению того или иного сословия. Системы подготовки учителей в тот период не было.
Существенным продвижением в сфере педагогической деятельности было развитие письменно-печатного способа фиксации знаний, что расширяло возможности массового обучения. В практике педагогической деятельности получила распространение классно-урочная система.
Накопленный опыт образовательной деятельности Я.А. Коменский осмыслил в своем гениальном труде «Великая дидактика». В данном труде дифференцируется обучение и воспитание. Обучение было ориентировано на овладение грамотой (обучение письму и чтению) и богословским знанием. В воспитании приоритеты отдаются морально-нравственным началам.
Идеологической силой в период средневековья обладала религия. Именно в этот период церковь активно создает школы при монастырях; при этом церковь берет на себя просветительскую миссию. Священнослужители раскрывали в массовых проповедях смысл жизни на Земле и на Небе.
В образовательной практике заметное место отводилось домашнему обучению и воспитанию. В России был широко известен «Домострой» — руководство морального характера, где отражались нравственные нормы и правила поведения, определялись права и обязанности главы семьи и домочадцев, давались наставления от отца сыну. «Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвеселишися. Казни сына своего измлада, и порадуешься о нем в мужестве…». Что означало люби, но не потакай, за провинность наказывай.
Широкое распространение в семейном обучении и воспитании занимала гувернёрская практика. Гувернёр (гувернантка) — наемный домашний воспитатель (воспитательница) детей. Кроме гувернёров в российских дворянских семьях к воспитаннику обычно приставляли дядьку — это слуга, который должен был одновременно прислуживать и следить за отпрыском, дядьки выполняли аналогичные функции и в закрытых мужских учебных заведениях.
Особое место в средневековом обществе заняли университеты. Обучение в университетах было направлено на развитие свободной мысли, на поиск истины. Пришедшее из римского права слово «universitas» применялось для определения групп лиц по роду их деятельности, т. е. некоторых сообществ: каменщики, врачеватели, правоведы и др. Этим словом назывались городские корпорации или гильдии мастеров и ремесленников. Так и университеты возникали в Европе как ассоциация студентов и педагогов.
В педагогической деятельности господствовал монолог учителя и репродуктивное усвоение учебного материала учеником. От педагога требовалось владение конкретным знанием, красноречие в его воспроизведении, четкое обозначение мировоззренческих позиций по принципу «хорошо» — «плохо».
Педагогическая деятельность Нового времени (в период капитализма)
Развитие экономики в эпоху капитализма стало носить отраслевой характер, что требовало четкой дифференциации знания. На системе образования данный процесс отразился в закреплении предметного характера преподавания. Экономика, которая развивалась в условиях рыночных отношений, требовала рационализации в системе производства и, как следствие, в системе образования. Рационализация требовалась, прежде всего, в организации обучения, поскольку начинается массовая подготовка в системе элементарного образования. Рационализация в сфере содержания образовательной подготовки приводит к развитию прагматических идей: знать нужно то, что позволит найти свое место на рынке труда. Воспитание и образование молодого поколения стало рассматриваться как государственная проблема. Создаются национальные системы образования. Появляются специальные органы управления образовательными учреждениями. Разрабатываются государственные программы. Получает развитие педагогическое образование, определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение.
Влияние церкви на школу существенно ослабло. Это повлекло появление разнообразных педагогических теорий, школ и систем. Обращение общества к идее ценности личности на первый план выдвигает фигуру учителя-воспитателя, складывается практика подготовки педагогов. Педагогическая подготовка осуществлялась в таких образовательных учреждениях, как университеты, гимназии, лицеи, различные воспитательные дома и др. Получают распространение альтернативные школы: вольные школы, открытые школы и др.
В России на этапе огосударствления образовательной практики (XIX — начало XX в.) наиболее распространены были следующие должности: попечитель — должностное лицо, руководившее сетью учреждений или управлявшее отдельным учреждением в ведомстве просвещения; инспектор — должностное лицо, осуществлявшее проверку соответствия деятельности образовательных учреждений установленным нормам; учитель — педагогическая профессия и должность в системе общего и среднего профессионального образования, лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета, работник, ведущий воспитательную работу с учащимися в образовательных школах различных типов; классный наставник — преподаватель гимназии или реального училища, несший ответственность за воспитание учащихся и осуществлявший надзор за их поведением; классный надзиратель — помощник классного наставника; классная дама — надзирательница, назначавшаяся в помощь начальнику женской гимназии или прогимназии (соответствовала должности классного наставника).
Педагогическая деятельность Новейшего времени характеризуется созданием системы подготовки педагогических кадров. Педагогическая подготовка в большинстве стран стала носить дуалистический характер. Преподавателей для полных средних школ готовили высшие учебные заведения — университеты, позднее педагогические институты, а учителей для начальных и неполных средних школ — педагогические колледжи, училища. Подготовка в университетах носила академический характер, в педагогических колледжах и училищах программа обучения была прагматически направленной.
В настоящее время в большинстве стран обозначились следующие тенденции в системе подготовки педагогических кадров:
наметился переход к высшему образованию как единому типу подготовки учителей;
взят курс на достижение баланса между академическими и профессионально-педагогическими занятиями;
наблюдается тенденция к разнообразию видов и форм производственной практики;
серьезное внимание уделяется «человековедческому» знанию учителя, которое дает ему понимание людей, их психики и поведения;
создается сложная система повышения квалификации, основными принципами которой являются непрерывность, всесторонность, ориентация на современные достижения педагогической науки.
Педагогическая деятельность с развитием государственного управления стала более регламентированной системой образования. Также в этот период вырабатываются критерии оценки успешности деятельности педагога.
Специфика педагогической деятельности в советской России
Единая система воспитания и образования сложилась в России только после революции 1917 г. Особое внимание уделялось профессиональной и идейно-теоретической подготовке педагогов. С самого начала педагогическая деятельность была связана с задачей социалистического строительства. В ходе культурной революции были реализованы ленинские установки о превращении учительства в главную движущую силу социалистического просвещения.
В СССР были установлены персональные должности: учитель начальной школы и учитель средней школы (Постановлением ЦИК и СНК СССР 1936 г.) В Постановлении говорилось, что учителя должны осуществлять воспитание и обучение учащихся в соответствии с требованиями советской школы.
На учителя советской школы налагалась высокая миссия «ваятеля» духовного мира. Следует отметить, что к внедрению в воспитательную и образовательную практику допускались только те формы и методы, то содержание, которые вписывались в единую идеологическую систему, что, естественно, было сдерживающим фактором для развития педагогического творчества. Стержнем всего воспитания было формирование основ коммунистического мировоззрения. Приоритет в системе советского воспитания отдавался общественным ценностям; сфера личных интересов и смыслов считалась малозначимой: личность воспитывалась в коллективе, для коллектива и через коллектив.
Для советской России характерно четкое разделение обучающих и воспитательных функций. Воспитательные функции выполняет классный руководитель — учитель, организующий повседневную учебно-воспитательную работу в порученном ему классе, осуществляющий организацию и воспитание классного ученического коллектива. В первые годы существования советской школы должности классного руководителя не было. Ее выполняли групповоды (С 1934 г. групповоды стали называться классными руководителями на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы»).
Учитель советской школы находился в серьезной зависимости от административных органов. Так, по Уставу средней общеобразовательной школы 1970 г. распоряжения директора не обсуждаются и могут быть отменены лишь районным, городским отделом народного образования или вышестоящим органом народного образования. Все важнейшие документы по школе принимались на основе директив ЦК ВКП (б), а в последствии — ЦК КПСС. Партийные организации были созданы в каждом образовательном учреждении и оказывали существенное влияние на кадровую политику этих учреждений.
Педагог советской школы — это идеолог, четко ориентированный на государственно-партийные цели, профессионал, который знает свой предмет и направляет свою деятельность на формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для решения народнохозяйственных задач.
Итак, в процессе исторической практики изменялись и совершенствовались:
образовательные и воспитательные цели;
социальные институты, где осуществлялось воспитание и образование (дома молодежи, дом глиняных табличек, школа и др.);
содержание, средства, формы и методы воспитательной и образовательной деятельности;
идеология воспитания, которая во многом зависела от ценности детства на данном историческом отрезке.
Педагогическая деятельность всегда:
была социально обусловлена, находилась в зависимости от требований общества;
предполагала передачу социально значимого опыта, который закреплялся как в знаниях, умениях и навыках, так и в системе ценностей;
была связана с выработкой критериев, нормативов, фиксирующих успешность обучения и воспитания (воспитанность, образованность);
была нацелена на позитивное совершенствование личности;
сопровождалась поиском организационных форм педагогической деятельности, средств и способов передачи социально значимого опыта;
предполагала накопление, закрепление и передачу педагогических знаний;
требовала от личности, которая занималась воспитанием, педагогической направленности и особых способностей.
1.4. Проблемы осуществления педагогической деятельности на современном этапе
В условиях развития рыночных отношений формируется качественно новая, своеобразная модель образования. С той свободой, которую получили образовательные учреждения по Закону «Об образовании» (1992 г.) появляются новые возможности для их развития: постоянно обновляется содержание, идет поиск новых средств, форм и методов эффективного осуществления педагогической деятельности. Образование становится более демократичным, ориентированным на личность ученика (воспитанника), вариативным, динамичным.
С другой стороны, свободные рыночные отношения ставят образовательно-воспитательные учреждения в реальную зависимость от потребителя услуг. Образование стало рассматриваться как услуга. И, как следствие, качество образовательной услуги во многом зависит от платежеспособности клиента, что является нарушением прав детей и молодежи. Экономические трудности в развитии государства сказались и на финансовых возможностях основной массы населения, их способности оплатить качественную образовательную услугу. Новые условия привели к тому, что наряду с качественными образовательными услугами появились дешевые услуги для малообеспеченных потребителей. «Псевдообразование» стало реальностью нашего времени.
Несмотря на расширяющуюся потребность в образованных людях, в России произошло снижение образовательного ценза: Конституция 1993 г. гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования, в то время как по Конституции 1977 г. обязательным было полное среднее образование. И только в 2007 г. снова вернулась идея всеобщего среднего образования до 18-летнего возраста, которую еще предстоит реализовать.
Развитие современного мира требует открытости, интеграции во всех сферах социально-экономической деятельности, совместного поиска путей решения актуальных для современного мира проблем. Исключительную важность для развития российского образования представляет присоединение к Болонскому процессу, что означает для России принятие курса на вхождение в зону единого европейского образовательного пространства. Безусловно, это требует повышения конкурентоспособности нашего образования. На фоне обозначенных событий тревожным фактом является то, что российская средняя и высшая школа имеет далеко не ведущие позиции на мировом уровне.
Ученые серьезно обеспокоены нравственным состоянием современного общества. Подвергся серьезной деформации такой социальный институт, как семья. В России увеличивает свои масштабы такое позорное явление, как социальное сиротство. Проблема безнадзорности, беспризорности, детского бродяжничества на сегодняшний день стоит очень остро. Выброшенные на улицу в результате трудных жизненных обстоятельств дети, пережив голод, насилие, болезни, притеснения, социальное отчуждение, начинают реально угрожать социальному благополучию.
Признаками острых социальных проблем становится алкоголизм. Критическим является положение с психическим здоровьем детей, продолжается рост числа умственно отсталых детей, что также обусловлено масштабами пьянства и увеличением числа больных алкоголизмом в стране. Реальной проблемой современного общества становится детское насилие. Распространенным явлением в среде подростков стала наркомания. Масштабы этого явления таковы, что они влекут за собой не только социально-медицинские последствия, но и реально угрожают будущему страны. В критической точке находится здоровье молодого поколения. Растет детская инвалидность. Образование просто вынуждено взять на себя в значительной мере функции культуросбережения, социальной защиты, сохранения здоровья детей. Все это еще более усложняет работу педагога.
Однако педагог российской школы в условиях рынка сам оказался социально не защищенной личностью. Несмотря на то что в Законе «Об образовании» декларируются социальные меры, которые должны быть соблюдены для того, чтобы педагог мог эффективно осуществлять свою деятельность, права педагога реально не защищены законом.
Современный педагог работает в ситуации, когда, с одной стороны, повышаются требования к личности, ее созидательному потенциалу, с другой — усложняются социальные процессы. Современный педагог должен обладать не только компетентностью в сфере своего предмета, но и обязан быть воспитателем, владеть методами социальной работы с маргинальными слоями населения, должен быть предприимчивой личностью, способной к саморазвитию.