Учитель года. Конкурс? Звание? Для меня это встреча. Так бывает: идёшь по своим обычным делам — дом, работа — и вдруг между работой и домом встречаешь людей. Они так же спешили: кто-то домой, кто-то на работу, но оказалось, что все вместе мы спешим к своим детям, к тем, которых мы уже никогда не догоним, — они всегда будут впереди нас. Осень — время, когда конкурс «Учитель года» приносит свои плоды, а дети — это весна, когда всё только начинается, когда жизнь вступает в свои права, когда цветы, радость, влюблённость, неуёмная жажда быть, время смелых обещаний и дерзновенных поступков. И мы тоже, как дети, в попытке их догнать сделали весенний шаг и вступили в бурный поток конкурса «Учитель года».
В этом году Тюменская область проводила конкурс «Педагог года», где были воспитатели детских садов, школьные психологи, мастера производственного обучения и любимые учителя. Все благодаря особого рода любви встретились не ради доказательства права на первородство, а для демонстрации того, кто в доказательствах не нуждается, на кого можно указать как на первоисточник и первопричину. Они все были как дети, поэтому и вошли в это конкурсное царство.
Первый день. Те, кто были, и те, кто будут, приветствовали друг друга. Год за годом слагались, как строчки стихов… Мы выходили, и каждый учитель года, «не мысля гордый свет забавить, вниманье дружбы возлюбя», читал для себя сокровенное и ждал начала уроков, «полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных, небрежный плод» учительских и детских забав. Все подавали звонок, и я прозвенел в колокольчик… Уроки начались. Биология. Математика. Окружающий мир. Русский язык. Английский. Все волнуются. Переживают. И только дети радуются и те, кто, как дети, пришли на досуге в школу. Свободное время.
А после уроков можно было пригласить самую красивую учительницу на прогулку по вечерней Тюмени: улицы, набережная, кафе. И беседы, шептания, возгласы, шутки, смех и ощущение роскоши, о которой написал Экзюпери. И это хорошо.
Второй день. Сначала сам информатик в компьютерном классе, потом в школу к Станиславу Николаевичу на урок информатики, где можно было просто восхищаться его добротой, мужественностью: такие люди, такие мужчины нужны школе — думающие профессионалы и мастера.
Сразу после этого очень эмоциональный, восхитительный урок Андрея Дмитриевича с его удивительными загадками: Что в чёрном ящике? Что такое “шишак”? Что написано в письме? Как исправить ошибки Винни-Пуха? Как сложить обрывки карты после урагана? В чём искусство на Куликовом поле? О чём послание в капсуле времени? Кто выиграет аукцион? Всем “пять” и возможность видеть чудо на английском, географии, математике, обществознании.
На обществознании класс не вмещал всю публику: любопытные сидели на стульях вдоль стены, в проходе, стояли в дверях, смотрели сквозь распахнутные двери, снимали видео, фото, старались запечатлеть каждое мгновение в своей памяти. А впечатлений хватало: урок Жаслана Кикпаевича был похож на танец — красивый, музыкальный, со множеством гостей, с приглашённой домристкой, с разноцветными куклами.
И это хорошо.
Третий день. Мечты о физике, чтении, окружающем мире, истории и долгожданной мировой художественной культуре остались мечтами. Время надо проводить и со своими детьми, занимаясь программированием, логикой, немецким языком. О воплощённых мечтах напишут другие. И это хорошо.
Четвёртый день. Пока утром другие дают мастер-классы на сцене, мне проводить свой в кабинете триста четыре. Зато потом я успеваю приехать и увидеть хорошего друга, прекрасного музыканта, удивительного учителя и артистичного ведущего Артура Викторовича Зарубу, рассказывающего, как писать стихи, пока другие пишут решение педагогического совета. А перед ним пятёрка тех, кого избрали члены жюри и кого вежливо пропустили вперёд мудрые коллеги:
одним теперь радоваться общению друг с другом, создавая с детьми в тиши лучшие педагогические проекты, а другим нести бремя славы и прямо на сцене разработать и представить педагогический проект. Все в напряжении. Мне самому спешить на карусель, где с ребятами решать задачи из прочитанного журнала.
В этом напряжении и спешке вдруг в душе у меня звучит: “Как хорошо любить читать!” Идеи о вдумчивом читателе в моей голове перемежаются с читателем влюблённым, потом возникает влюблённый писатель, оба они влюблены в одну и ту же, в книгу, которая шепчет своими страницами и тому, и другому. Воспитать вдумчивого читателя. В проекте может быть вдумчивый читатель, а в жизни — любовь к литературе, к слову, к поэзии. Иван Васильевич задаёт свой последний вопрос, и пятеро, ожидающих результатов, читают наизусть стихи и прозу. И самому Ивану Васильевичу никуда не деться и тоже прочесть так, как только он может прочесть наизусть.
Испытания позади. Вечер завершается традиционным концертом, где блистают Олег Геннадьевич Парамонов и Артур Викторович Заруба. И это хорошо.
Пятый день. Имена названы. Пеликан Тюменской области волею судей перелетает в Тобольск, а каждый из нас волею судьбы остаётся пеликаном, чтобы на своём месте и в своё время отдавать сердце детям. Мне же остаётся написать это письмо. И это хорошо.