1-3 декабря посетил конференцию на факультете психологии в Высшей школе экономике. Был рад встрече с профессионалами. Выступающих можно посмотреть в программе. Записи пленарных докладов посмотреть на сайте ГУ-ВШЭ. Со своей стороны поделюсь записью лекции Владимира Петровича Зинченко, а также своими мыслями, которые оформил к началу конференции.
Зинченко Владимир Петрович. Лица человеческие
Новиков Дмитрий Михайлович. Два аспекта индивидуальности
Прежде чем говорить о психологии индивидуальности, необходимо определиться в понятиях. Индивидуальность — это свойство индивидуума, взятое само по себе, в отвлечении от индивидуума, для которого свойство это неотъемлемо. Поэтому, когда мы говорим об индивидуальности, то мы прежде всего совершаем работу по мысленному абстрагированию этого свойства от его носителя. Индивидуальность — это свойство индивидуума, но это такое его свойство, которое делает индивидуума самим собой. Это не просто существенное свойство индивидуума на ряду с другими, это его сущностное свойство. Сущность индивидуума заключается именно в индивидуальности. Анализируя человека, можно выделять те атрибуты, которые позволяет выделить тот или иной метод аналитического рассмотрения. Однако индивидуум и индивидуальность — это тот предел в аналитическом рассмотрении, при котором человек сохраняется как целый человек.
На мой взгляд возможны две фундаментальных точки зрения на человеческую индивидуальность. Во-первых, индивидуальность как изначальная уникальность человека, обуславливающая индивидуальные особенности телесной и психической организации. Во-вторых, индивидуальность как интегральная уникальность человека, обусловленная индивидуальными особенностями телесной и психической организации.
В зависимости от аспекта выбирается метод изучения человеческой индивидуальности.
В первом случае невозможно индивидуальность подводить под какую-либо категорию, так как обобщающее понятие вступит в принципиально неразрешимое противоречие с уникальностью индивидуальности. Понимание оказывается единственным способом для познания человеческой индивидуальности. Понимание это совершается с помощью постоянного коммуникативного действия. Это не столько разговор с человеком, сколько жизненный диалог, коммуникация на всех уровнях бытия. Об этом пытались сказать такие философы как М. Бубур, М. М. Бахтин и другие. Классический научный подход в этом случае неприменим, потому что человеческая индивидуальность или, иначе говоря, человеческое Я оказывается, как об этом писал А. Ф. Лосев, принципиально таинственным. И хотя к этой тайне в современной науке остаётся интерес, о чём, например, свидетельствует работа В. В. Печенкова «Тайна индивидуальности», научный статус подобной работы в классическом понимании науки ставится мной под сомнение.
Во втором случае элементы, из которых выстраивается интегральная индивидуальность, оказываются доступными для изучения различными науками, поскольку не являются уникальными и доступны для обобщения и типизации. С этими элементами возможна экспериментальная работа как психологов, так и учёных других областей. Интегральная индивидуальность, как это утверждал В. С. Мерлин, состоит из телесной, психической и социально-психологической систем, каждая из которых обладает собственной индивидуальностью и способна в свою очередь подвергаться дальнейшему анализу. Изучение типичного в системах, индивидуальных связей типичного способствует не только лучшему знанию целого, но и выработке конкретных психологических рекомендаций человеку, оказывающемуся в типичных ситуациях в производственной, спортивной, управленческой, педагогической и других типах деятельности.
Вместе с тем необходимо понимать, что оба аспекта являются значимыми для учёного, поскольку дают ему возможность не только выбрать адекватный инструмент исследования, но и формируют стереоскопический взгляд, способный увидеть и предмет изучения, и горизонт своей науки.