Перечитывая Аристотеля

Вернулся к Никомаховой этике. Первые мысли о человеке и государстве. У нас уже иное представление о политике. Для Аристотеля человек часть государства. Польза и благо целого не просто выше пользы и блага части, но и включают последнее. И вот когда определено место человека, то можно определять и само благо, и добродетели. С первых строчек первой главы мы встречаем учение о благе как цели: если деятельность имеет цель, стремиться к ее достижению, то цель эта желанна для деятельности, она уже есть то хорошее и благое, к чему стремятся. Каждому из нас очевидно, что у человека много дел, занятий, и зачастую одно мы делаем ради другого. Так обнаруживается иерархия действий, а с ней и иерархия целей, благ. Читая об этом у Аристотеля, невозможно не вспомнить учение тайм-менеджеров о приоритетах. Ты планируешь свой день. И пункты твоего плана должны быть подчинены главной цели. Что-то вроде «первым делом самолеты, ну а девушки? А девушки потом!» И самое интересное для меня в Аристотеле, что наиболее благая цель связана у него с государством. Если спросить мне своих современников, то они заговорят о гуманизме или Боге, как высшей цели, высшем благе. А благо государство, как благо человеческое, гуманное или божественное, нуждается в новом осмыслении. Стоит ли освежать мысли Аристотеля? Стоит ли вносить эти забытые слова в современность? Вопросы, на которые будем искать ответы.