Примерный перечень вопросов к экзамену (зачёту)

  1. Тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы.
  2. Процесс «преподавания»: общепсихологические принципы.
  3. Психологические принципы и механизмы эффективного учебного процесса.
  4. Психологические особенности юношеского возраста.
  5. Развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания.
  6. Возрастные закономерности юношеского развития.
  7. Периодизация юношеского возраста.
  8. Социализация личности: стадии, ведущая сторона социализации и ведущая деятельность.
  9. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона.
  10. Идентичность: определение, составные части идентичности.
  11. Формирование идентичности: источники и варианты.
  12. Модель формирования идентичности по Марсиа.
  13. Стадии развития нравственного сознания (по Колбергу).
  14. Теории возрастного развития.
  15. Жизненный путь. Стратегия жизни. Жизненная цель. Жизненная перспектива.
  16. Психологическая перспектива. Личностная перспектива. Жизненные задачи. Пространство и время. Инициатива. Ответственность. Стиль жизни.
  17. Жизненные планы и жизненный сценарий.
  18. Выбор жизненного пути.
  19. Задачи развития в ранней взрослости.
  20. Теории развития в ранней взрослости Вайллента и Эриксона.
  21. Периодизация жизни мужчины по Левинсону.
  22. Периодизация жизни женщины.
  23. Теории развития личности по Кегану, по Ловингер.
  24. Методология научного творчества.
  25. Психологические закономерности когнитивных процессов.
  26. Социальные и индивидуально-психологические мотивы научного творчества.
  27. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания.
  28. Психологическая система деятельности (Ломов Б. Ф., Шадриков В. Д.).
  29. Элементы функциональной системы деятельности: индивидуальные мотивы деятельности; цели деятельности; программа деятельности.
  30. Коммуникативная культура преподавателя.
  31. Способы коррекции и дальнейшего повышения эффективности взаимодействия преподавателя с аудиторией.
  32. Психологические техники взаимодействия преподавателя с аудиторией и конкретным слушателем.
  33. Система обучающих взаимодействий преподавателя с аудиторией.
  34. Теория учебных задач Д. Толлингеровой.