Теории воспитания

Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Высш. шк., 2008. — С. 127-148.

4.2. Воспитание нравственных ценностей в целостном воспитательном процессе

Нравственные ценности

Базовые нравственные ценности были сформулированы еще в библейских заповедях и евангельских текстах: «не укради», «не убий», «не пожелай чужого», «не лги», «не делай другому то, чего не желаешь себе». Эти и другие жизненные установки составили основу нравственных ценностей современного человека. Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно затрагивает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений.

Нравственные ценности находят отражение в поступках, которые мы оцениваем как добрые, благие, хорошие, злые, разрушительные, вредные. К категории «добра» относится то, что соответствует принятым в обществе нормам, является для человека и общества благом. Зло — это то, что с точки зрения принятых норм отрицательно, предосудительно для человека и общества.

Нравственные последствия человеческих поступков часто сказываются через какое-то время. Так, человек, загрязняя атмосферу, в которой живет, получает сиюминутную выгоду, и это кажется ему разумным, а на самом деле он разрушает свою среду обитания, что впоследствии проявится в болезнях и аномалиях детей, внуков и в целом скажется на жизнеспособности человечества.

Нравственность всегда направлена на развитие человека и общества, но общественные интересы и интересы каждой отдельной личности не всегда совпадают. Поэтому и имеет место такое явление, как нравственный выбор. Проблема нравственного выбора заключается в согласовании субъективного интереса и обстоятельств, в которых человек оказался. Человек не может и не должен забыть о себе, как о ценности, но эта ценность не абсолютна. Нравственность К. Д. Ушинский называет «чувством общественности». Он писал: «Чувство общественности, или, другими словами, нравственное чувство, живет в каждом из нас точно так же, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства в виде микроскопических зародышей рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, т.е. нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие нежнейшие растения».

Формирование нравственных ценностей требует свободы личности. К. Д. Ушинский считал, что нравственность и свобода — два таких явления, которые обусловливают друг друга, и одно без другого существовать не может, «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то по крайней мере не нравственное действие». Существо бесправное может быть добрым или злым, но нравственным быть не может.

Свобода в данном понимании не равна произволу. Произвол — это отсутствие границ, меры в отношениях между людьми. Особенно опасна вседозволенность для нравственно не окрепшей личности. Это нравственно извращает человека, ставит препятствие на пути раскрытия его жизненных сил.

Нравственность связана с ответственностью человека за свои поступки. Независимо от внешних обстоятельств человек должен оставаться человеком, и в этом его главная ответственность перед людьми и перед собой.
Сущность нравственного воспитания

Человек не рождается нравственным или безнравственным, он становится таковым в процессе взаимодействия с окружающим миром. Нравственное воспитание начинается с того, что ребенка вводят в мир принятых норм. Уже с ранних лет ребенок должен получать представление о том, что в этом мире значимо, что является добром, а что злом. Ребенок не имеет меры в самом себе, меры в отношениях между людьми, во взаимодействии с природой и обществом. Эту меру ему нужно помогать вырабатывать.

Знание норм преломляется через собственное отношение личности к этому знанию. Каждый из нас слышал много раз, что сквернословить — это плохо; прогуливать занятия — это плохо, уклоняться от работы — это плохо, оставлять после себя мусор в лесу — это плохо и т. д. Тем не менее далеко не каждый убежден в истинности данных установок. Многие эти и другие установки воспринимают как абстрактные, которые не имеют лично к нему прямого отношения.

Для того чтобы нравственные нормы человек принял как свои (присвоил), он должен получить собственный нравственный опыт. Сложность приобретения этого опыта заключается в том, что нравственный опыт требует свободы поступков человека. У Я. Корчака есть высказывание: «Пусть дитя грешит». Если человек не получит в детстве опыт ответственности за свое поведение, он не вырастет нравственным человеком. Гуманистическая педагогика основывается на том, что человек склонен к добру, поэтому нет смысла держать человека в условиях жестких ограничений, это будет препятствовать продуктивному взаимодействию человека с миром. Тем не менее процесс выработки меры во взаимодействии с миром связан с ограничением произвола: разрушительные действия должны пресекаться.

Только благодаря опыту человек вырабатывает собственные нравственные установки. Нравственные установки являются основой для специфического нравственного переживания — совести — закона внутри себя.

Нравственное воспитание в целостном воспитательном процессе осуществляется как через систему учебных, так и внеучебных занятий. Так, в содержании гуманитарных предметов заключено человекообразующее знание. Именно гуманитарное знание направлено на развитие у личности способности и умения формировать систему жизнеутверждающих ценностных отношений к жизни, разбираться в таких категориях, как добро или зло, истина или ложь, красота или безобразие и т. д. Все предметы естественного цикла затрагивают законы жизни человека, следовательно, влияние этих предметов на нравственное развитие неоценимо.

Система внеучебной деятельности предоставляет широкое поле для насыщения ее нравственным содержанием. Имеются специфические нравственно ориентированные формы деятельности, такие, как уроки этикета, этические беседы, диспуты, дискуссии, милосерднические, экологические акции и др. Декларируемые нормы обязательно должны пройти через деятельность человека. Нравственное содержание может быть заложено в любой форме внеучебной деятельности, где воспитанник ориентирован на созидание окружающего жизненного пространства.

Педагогический процесс должен опираться на позитивные, жизнеутверждающие ценности и помогать развиваться духовному миру личности.

Рассмотрим ряд систем воспитания, которые в сфере нравственного воспитания можно отнести к классическим.
Азбука нравственности В. А. Сухомлинского

В.А. Сухомлинский всю свою систему воспитания основывал на азбуке нравственности. Своим детям он внушал следующее:

Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

Вы пользуетесь благами, созданными другими. Люди дают вам счастье детства, отрочества и юности. Платите им за это добром.

Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Без труда нельзя честно жить.

Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца.

Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах общественных.

Эти азы нравственности преломлялись через слово учителя, через поступок, к которому побуждали ученика, через нравственные установки, которые становились основой всей жизненной линии человека.

Воспитатель должен обладать искусством слова, чтобы достучаться до сознания и души ребенка. В. А. Сухомлинский писал проникновенные сказки о человеколюбии, и эти сказки были лучшим нравственным ориентиром для детей. В своей книге «Потребность человека в человеке» Сухомлинский писал, что каждому поколению воспитанников он повторял рассказ о человеческой неблагодарности.

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с мёдом, белые калачи положил, приглашает:

— Ешь, Матвейка, мёд. Хочешь — ложкой ешь мёд с калачами, хочешь — калачи с мёдом.

Ел Матвей мёд с калачами, потом — калачи с мёдом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, дед, какой это мёд — липовый или гречневый?

— А что? — удивился дед Андрей. — Гречневым мёдом угостил я тебя, внучек.

— Липовый мёд всё-таки вкуснее, — сказал Матвей и зевнул; после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

— А мука для калачей — из яровой или озимой пшеницы?

Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью. Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

В. А. Сухомлинский считал, что детей нужно побуждать к нравственным поступкам. Угощая детей первым виноградом, он предлагал одну кисть отнести маме, помогал бережно упаковывать драгоценный подарок. Все ученики Павлышской средней школы, где он был директором, получали нравственный опыт, участвуя в создании «Уголка красоты», высаживая дубраву в честь дня Победы, работая на уборке урожая, помогая людям сохранять память о подвигах соотечественников во время Великой Отечественной войны. Если ребенок испытает удовольствие от совершенного добра, то впоследствии это переходит в потребность творить добро и становится неотъемлемым качеством личности.

Сложный процесс формирования собственной нравственной позиции выражается в отношении человека к миру, людям, самому себе. Этот процесс начинается уже в нежном возрасте и наиболее ярко проявляется в детском творчестве. Дети школы Сухомлинского сами писали сказки, где было заложено нравственное содержание.

Но истинное счастье В. А. Сухомлинский испытывал, когда дети сами видели, что кому-то нужна помощь, и с радостью её оказывали: будь то инвалид, пожилой человек, который переживает горе утраты, или растение, которое нуждается в помощи человека.

Злое, ожесточенное сердце не способно созидать. Более того, ожесточенный жизнью человек стремится к разрушению. Для В. А. Сухомлинского сигналом нравственного неблагополучия был вид разбитого стекла в школьной теплице, где детьми были с любовью высажены прекрасные цветы.

Нравственность В. А. Сухомлинский тесно связывал с красотой. Он учил, что добрые поступки делают человека красивым. Тот, кто разрушает природу, себя, делает зло другому человеку, безобразен.
Диалог как основа нравственного воспитания в концепции Л. Кольберга

Большое значение для формирования нравственного самосознания имеет диалог, дискуссия на нравственные темы. Созданные по системе американского педагога-ученого Л. Кольберга «справедливые сообщества» были ориентированы на «нравственность сотрудничества», где учитель и ученики имеют равное право голоса при решении всех проблем общешкольной жизни.

Одним из ключевых элементов в практике таких школ было обсуждение с детьми моральных дилемм, ситуаций нравственного выбора. Моральные дилеммы — это жизненные ситуации, которые не имеют однозначного решения. Учащиеся должны были в процессе рассуждения, сопоставления различных точек зрения и позиций выйти на какое-либо решение. Смысл этих разговоров заключался в том, что каждый человек должен понять, что он живет в сообществе, и должен осознать свою ответственность за себя и тех, кто живет рядом.

По методике Л. Кольберга определяются следующие уровни сформированности морально-нравственного сознания:

Доморальный уровень, включающий следующие ступени: ориентация на наказание и покорность; наивно-определяющий гедонизм (стремление к наслаждению).

Мораль условно-ролевой конформности (приспособление к мнению большинства) со следующими ступенями: мораль «хорошего мальчика», ориентированная на сохранение добрых отношений; мораль поддержания авторитета.

Мораль высоких нравственных принципов со ступенями: мораль, ориентированная на общественный договор; мораль индивидуальных принципов совести.

Отдавая должное дискуссии, диалогу, в системе Л. Кольберга приоритетную позицию занимал нравственный опыт, который ученики получали, строя жизнь по нравственным законам, которые вырабатывались совместно педагогами и учениками.

Таким образом, воспитание нравственных ценностей требует:

формирования у развивающейся личности представления о добре и зле;

усвоения норм социального поведения;

свободы в получении собственного нравственного опыта;

ограничения произвола личности;

побуждения (извне) к нравственным поступкам;

создания ситуаций нравственного выбора;

развития рефлексивных способностей (способности адекватного осмысления поступков);

реальной ответственности личности за свой выбор.

Главным из всех этих требований является создание нравственной среды, где развивающаяся личность будет формировать свой нравственный опыт.
4.3. Воспитание эстетических ценностей в процессе духовного освоения мира
Эстетические ценности

Эстетические ценности заключены в ценности восприятия, понимания, переживания, созидания (творения) прекрасного. Красота широко разлита в окружающем мире. Красивым мы называем и восход солнца в горах, и лицо человека, и произведение искусства. Красивым мы можем назвать и виртуозно забитый гол, и шахматную партию, и научный эксперимент, и поступок человека. Красота затрагивает все сферы человеческой жизни.

Высшие проявления эстетической деятельности мы видим в духовных творениях. Духовные творения — это творения в сфере искусства, религии и науки. Духовные творения создаются через постижение высшего, божественного. Этот уровень Гегель называл ступенью «абсолютного духа». Это следует понимать так, что человеку открылось последнее абсолютное знание: знание самой Истины, самой Идеи. Истинное знание дается через откровение. И тогда человек постигает смысл жизни, находит истинное знание, творит прекрасное. Таким образом, по Гегелю, прекрасное — это высший уровень познания объективного в окружающем мире.

В основе эстетических ценностей лежит чувство прекрасного.

Прекрасное — самое красивое, выражается в единстве формы и содержания, это то, что целесообразно, гармонично, совершенно.

Безобразное — нарушение единства формы и содержания, нечто уродливое, хаотичное, неопределенное. Следует учитывать, что в массовой культуре наблюдается такое явление, как подмена прекрасного безобразным, эстетизация безобразного. Это происходит, когда прекрасная форма содержит безобразное содержание. Примером может служить бой гладиаторов в период античности. В наше время фильмы ужасов, боевики эстетизируют отношения культа силы; секс- и порнопродукция разрушает поэзию, тайну интимных отношений. В результате искажается система ценностей.

Все увеличивающийся груз информации на душу ребенка, подростка часто ложится мертвым грузом, и тогда при обилии знаний рождается скудость чувств и интересов. А их неразвитость порождает примитивность духовной жизни. Но эта скудость так же жаждет самовыражения, как и яркость интересов и богатство души, проявляясь в погоне за грубыми ощущениями, за примитивными радостями. Такой человек не только не способен сопереживать, но и может получать наслаждение от боли, унижения другого.

Поэтому крайне важно, используя все средства (искусство, природу, труд человека), формировать эстетические жизнеутверждающие ценности, в основе которых будет стремление не просто наслаждаться созерцанием прекрасного, а стремление делать окружающее жизненное пространство более гармоничным, совершенным. Сверхзадача, на которую должно быть направлено эстетическое воспитание, — воспитать в человеке человеческое.
Сущность эстетического воспитания

Эстетическое восприятие мира начинается с умения видеть прекрасное в окружающем мире. В. А. Сухомлинский писал: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый залив вечерней и утренней зари, безбрежную даль степей… увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении пред красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота». В. А. Сухомлинский считал, что созерцание прекрасного — это первое окошко в мир красоты, это умение видеть неразрывную связь со способностью личности испытывать переживания, удовольствие от созерцания прекрасного. Природа дает переживание красоты и гармонии жизни. Учитель вместе с детьми наблюдает период пробуждения жизни (ранней весной), буйного расцвета, зенита жизненных процессов (в середине лета) и в период замирания (осенью). Слушая «чудесную музыку жизни», ребенок учится не просто видеть, а испытывать радость от красоты окружающей его жизни.

Следующим звеном в общем механизме эстетического воспитания является развитие способности понимать прекрасное. Если ограничить эстетическое воспитание только созерцанием прекрасного, то у личности разовьется эстетический примитивизм. Но, разъясняя глубокий эстетический смысл того или иного явления в искусстве, природе крайне важно не углубиться в излишний дидактизм, ведь это может разрушить процесс восприятия прекрасного.

На основе восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни личность формирует свои эстетические идеалы. Эстетические идеалы связаны со стремлением сделать себя и окружающую действительность более гармоничной, целесообразной, совершенной. Любая эпоха формирует образ героя нашего времени, которому личность стремится подражать. Крайне важно, чтобы эти идеалы были высокие, жизнеутверждающие.

Человек не должен быть сторонним созерцателем жизни и всего того прекрасного, что есть в этой жизни. Личность должна научиться созидать, творить прекрасное. В творчестве проявляется духовная деятельность. Именно здесь развиваются способности к самопознанию, самоосознанию, самопереживанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми. Творчество помогает человеку выйти за пределы обыденного, встать на путь познания истины, добра и красоты, осознать высший смысл жизни.

Существуют законы литературного и изобразительного творчества, законы конструирования и т. д. Для того чтобы создать качественный творческий продукт, личность должна овладеть специальными умениями. Для ребенка должно стать привычным стремление все сделать красиво, будь то текст, который он пишет неумелой рукой, или модель самолета, который он конструирует, отправляя его в своих мечтах в далекие путешествия. Это стремление к прекрасному нужно постоянно поддерживать.

Вершиной эстетического воспитания является потребность личности в созидании прекрасного, в стремлении сделать окружающую жизнь более гармоничной, совершенной в быту, и в человеческих отношениях, и в искусстве, и в природе и т. д.

В целостном воспитательном процессе эстетическое воспитание опирается на предметы эстетического цикла: литературу, русский язык, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, Эти учебные предметы содержат в себе единство чувства и мысли, помогают личности найти гармонию в окружающем жизненном пространстве.

Эстетическое содержание необходимо извлекать из содержания каждого учебного предмета. Такие предметы, как ботаника, биология, зоология, помогают человеку жить в гармонии с природой, физкультура учит гармонии движений, математика учит красоте, точности, целесообразности решений и т. д.

Во внеучебной деятельности на развитие прекрасного работают различного рода изостудии, хореографические кружки, хор, театр и др. Чувство прекрасного, возвышенного человек может испытать и отправляясь в поход, и поздравляя ветеранов войны с праздником и т. д. Главное — научить человека жить в гармонии с собой и миром.

Остановимся на наиболее известных в практике воспитательной деятельности системах, в содержании которых заложено эстетическое воспитание.
Концепция музыкально-эстетического воспитания Д. Кабалевского

Концепция Д.Б. Кабалевского создавалась в середине XX в. Д. Б. Кабалевский считал, что влияние искусства на нравственность заменить нельзя ничем. Оно сказывается на детях еще задолго до их поступления в школу. Первые же встречи с искусством — с первыми сказками, песенками и картинками, с первыми кукольными спектаклями и мультипликационными фильмами — ставят перед детьми важнейшие морально-эстетические проблемы, учат их понимать, что такое добро и зло, любовь к друзьям и ненависть к врагам, что такое благородство и что такое подлость. В центре музыки всегда стоит человек с его мыслями, чувствами, поступками.

Д. Б. Кабалевский приводит пример с урока музыки. В первом классе ребята слушали вальс из балета С. С. Прокофьева «Золушка». Вальс этот им очень понравился, они услышали в нем образ счастливой, радостной, хотя и робкой Золушки, впервые в жизни попавшей на бал, о чем она раньше даже мечтать не смела. На уроке вальс прозвучал вместе с идущей за ней сценой «полночь», когда часы механично и напряженно отбивают двенадцать ударов — Золушка должна покинуть бал и возвратиться домой. Вот какие характеристики дали ребята после прослушивания музыки:

Часы бессердечны, механичны, тревожны …

Часы равнодушны …

Злые часы …

Часам все равно, опоздает Золушка домой или нет…

Вот какие нравственные оценки вызвала в сознании детей эта музыка.

Уроки музыки Д. Б. Кабалевского ставили задачу воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Дидактическая система Д. Б. Кабалевского строилась на трех китах: песня, танец, марш. Песня, танец и марш — это три основные сферы музыки, они дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.

Уже с первых уроков музыки первоклассники учатся не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае — не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней. В системе Д. Б. Кабалевского были предусмотрены беседы-лекции. Педагог размышлял с детьми на темы: «Куда ведут нас киты?», «История запечатлевает себя в искусстве» и др.

Д. Б. Кабалевский писал: «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли».

Д. Б. Кабалевского крайне тревожило коммерческое, бездумно-развлекательное направление в музыке. Такое «искусство» основывается на эксплуатации самых дурных вкусов, влекущей за собой не только укрепление этих вкусов, но и дальнейшее их распространение. Искусство должно не развлекать, а увлекать человека глубокими мыслями и глубокими чувствами. Высокий эстетический вкус — «орган духовной культуры» человека.
Концепция эстетического воспитания Б. М. Неменского

Б. М. Неменский — известный художник. Свою деятельность в сфере искусства он начал как военный художник: он отражал в своих произведениях подвиг советского народы на фронтах Великой Отечественной войны. Задачу искусства Б. М. Неменский видел в развитии способности к пониманию, сопереживанию, сочувствию, в воспитании подлинного гуманизма.

Искусство во все времена и эпохи является источником духовной пищи. Поэтому система эстетического воспитания может принести плоды только при условии осознания связей искусства с жизнью. Программа Б. Неменского построена на поэтапном овладении социальным опытом искусства. Важнейшим отличием новой программы является целостное блочно-тематическое построение единых кругов познания в каждом году и четверти при разнообразии практической деятельности. Весь курс обучения — единая система последовательно развивающихся, взаимосвязанных тем, которые раскрывают основы связей изобразительных, декоративных и конструктивных искусств с жизнью человека и общества.

Триада основ художественного мышления выступает в качестве трех форм художественной деятельности, известных детям практически задолго до школы: конструирование, изображение, декор. Каждый ребенок в процессе своих игр обязательно что-то строит. Каждый ребенок что-то рисует, что-то изображает. И наконец, каждый ребенок украшает и себя, и свои игрушки, и свой уголок. Все эти три элемента художественной деятельности помогают в приобщении к искусству именно как к форме жизнедеятельности.

Эстетическое воспитание по Неменскому основывалось на искусстве видеть (видеть искусство в окружающей жизни, видеть богатство и разнообразие красоты); на искусстве понимать (изображенное, украшенное и построенное); на искусстве изображать видимое.

Концепция Б. М. Неменского основывается на поиске внутренних связей пластических искусств с жизнью общества, Он связывает три формы пластической художественной деятельности: постройку, изображение, украшение с развитием трех сфер художественного мышления: конструктивного, изобразительного, декоративного. Эти формы художественного мышления сопровождают духовную жизнь общества, помогают ему формировать и утверждать в повседневной жизни нравственно-эстетический идеал.

У каждого народа, у каждой эпохи существуют свои художественно-эстетические символы. Так, белый цвет у одних народов принят для наряда невесты, у других — для траура. Революционная эпоха у всех народов окрашивается в красный цвет. Каждое поколение детей должно не только освоить художественно-эстетические идеалы эпохи, но и сформировать свое восприятие жизни.

Б. М. Неменский считает, что внутреннему миру ребенка ближе единство мысли и чувства, чем чистая мысль. Поэтому, наряду с передачей научной информации, на которую ориентируется современная дидактика, мы должны предусматривать и путь освоения содержания учебных предметов через переживание. Эти возможности открывает искусство. Он считает, что всякая система познания должна быть построена на фундаменте эмоционального вживания в искусство. Художник утверждает, что в школе в систему как учебной, так и внеучебной работы органически должна войти конструктивная, изобразительная, декоративная деятельность.

Итак, воспитание эстетических ценностей требует:

развития умения видеть прекрасное (эстетическое восприятие);

развитие способности испытывать эстетические переживания;

развитие понимания прекрасного-безобразного;

развитие творческих эстетических способностей и умений;

воспитание стремлений к гармонии в окружающем жизненном пространстве.

Образовательные учреждения должны стремиться к эстетическому обогащению среды, что, в свою очередь, является и важным условием воспитания нравственной личности.
4.4. Воспитание отношения к труду как к ценности
Труд как ценность

Труд — едва ли не универсальная ценность, признак самой жизни, активности человека, его возможности утверждать свое существование. Но подлинной ценностью является свободный труд, труд в согласии с выбором человека, с его способностями и желаниями.

Труд — это целесообразная деятельность человека, в результате которой преобразуется окружающая действительность. В этом смысле ценность труда тесно связана с эстетическими и нравственными ценностями, поскольку именно с помощью труда человек приближается к гармонии и целесообразности в окружающем жизненном пространстве.

Труд является важнейшей потребностью человека. Именно в труде личность выявляет и развивает свою индивидуальность, утверждает ценность своей жизни. К. Д. Ушинский сравнивал труд, которым человек вынужден заниматься в силу определенных обстоятельств (труд как необходимость), и «личный труд», которого требуют тело, сердце и ум. К. Д. Ушинский считал, что не всякий труд является «источником человеческого достоинства». Машина и животное работают, работает и негр, боящийся только плети надсмотрщика. Но этот труд не только не возвышает человека нравственно, но и низводит его до положения животного. Только свободный труд, труд, который наполняет душу, является источником человеческого счастья и достоинства. Только личный труд обладает «внутренней, духовной, животворной силой». Если у человека нет личного труда, то он идет либо по дороге «бездонной скуки», либо по дороге прихотей и наслаждений. И та, и другая дорога гибельны для человека. Только свободный труд помогает человеку осознать себя «живым органом мирового духовного развития».

Труд — не игра и не забава, он требует серьезного усилия, поэтому человек должен иметь цель, осознавать необходимость труда. Воспитание должно не только внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать ему и привычку к труду. Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому, что в эти именно минуты «портится голова, сердце и нравственность».

Популярна в педагогической мысли идея соединения обучения с производительным трудом. Эту идею активно развивал и проводил в жизнь великий швейцарский педагог И. Песталоцци (1746 — 1827). Он считал, что в процессе труда ребенок легче освоит элементарные знания. Многие педагоги вслед за И. Песталоцци настаивали на раннем включении в производительный труд.
Сущность трудового воспитания

Трудовое воспитание связано с поиском способов включения человека в трудовую деятельность в соответствии с его возрастом, способностями и возможностями. Отечественная школа за время своего существования накопила большое разнообразие видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, производительный труд, учебный труд. Разнообразны и формы включения в трудовую деятельность:

труд в учебных мастерских и на учебно-опытных участках;

работа в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, трудовых отрядах старшеклассников, лагерях труда и отдыха;

получение специальности на межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК);

техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество в кружках, на станциях, в Домах юных техников, юных натуралистов;

работа в учебных цехах;

создание собственных школьных производств;

проведение трудовых акций по благоустройству города и др.

Включение в трудовую деятельность должно сопровождаться выработкой трудовых умений. Так, в программе учебного предмета по труду определены конкретные умения, которыми должен овладеть школьник за время обучения. Для формирования трудовых умений требуются специальные условия, в том числе и материальные. Так, например, в агрошколе-интернате А. А. Католикова (создана в 1973 г.) имелись теплицы, животноводческие фермы, опытное поле, зоосад, оранжерея. Каждый ребенок участвовал в трудовом процессе, имел свой объект деятельности, что позволяло ему и приобретать и проявлять свои умения.

Трудовое воспитание связано с выработкой готовности к труду. Именно снижение готовности к трудовой деятельности, падение престижа рабочих специальностей стало одной из причин школьной реформы (1984), где была предпринята попытка синтеза общеобразовательной школы с профессиональной, соединения обучения с производительным трудом. Одной из причин неудачи реформы является отсутствие необходимой материальной базы.

Трудовое воспитание связано с выбором сферы профессионально-трудовой деятельности. Подготовка и правильный выбор профессии имеют для личности и для общества безусловную ценность. От этого во многом зависит и трудовая успешность, удовлетворенность человека трудовой деятельностью, переживание ценности труда.

Труд требует от человека волевых усилий, которые он должен научиться проявлять. Человек должен испытывать удовлетворенность как от процесса, так и от результата труда. Отношение к труду как к жизненно важной потребности является вершиной трудового воспитания.

В современных условиях существуют реальные проблемы осуществления трудового воспитания (организационного, материального и нормативного плана). По Закону РФ «Об образовании» 1992 г. привлечение учащихся к общественно полезному труду, к труду не предусмотренному образовательной программой, допустимо только с их согласия. В законе говорится, что общеобразовательное учреждение по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей. В практике школы наблюдается процесс свертывания трудовой подготовки.

В современной школе сделан акцент на профильное обучение. Профильное обучение в старших классах рассматривается в современных государственных документах как один из основных способов реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на старшей ступени общего образования, что обеспечит осознанный выбор учащимися будущей профессии, формирование у выпускников реальной цели и профессиональной перспективы, гибкую приспособляемость школьного обучения к изменяющимся потребностям общества.
Опыт трудового воспитания А. С. Макаренко

Трудовое воспитание, по теории А. С. Макаренко, должно начинаться по возможности на ранней стадии. Первые трудовые навыки ребенок должен приобретать в игре. С возрастом трудовые поручения должны быть отделены от игры, и уже с 10-летнего возраста дети могут заниматься производительным трудом.

А. С. Макаренко занимался со своими воспитанниками серьезным производством. В колонии им. М. Горького колонисты занимались сельским хозяйством. В распоряжении горьковцев была пахотная земля, конюшня, мастерские, кузница, столярный цех, свинарник, коровник, теплицы. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского занимались промышленным производством: коммунары производили фотоаппараты, электроинструменты, нитки. Тринадцатилетние мальчики за четыре часа работы вполне успешно и даже виртуозно справлялись с нормами взрослого человека.

А. С. Макаренко считал, что организация жизни и труда должна быть предоставлена самому коллективу. Такой подход воспитывает качества хозяина и организаторские умения. За свой труд воспитанники отвечали по всей строгости перед коллективом. Труд в коллективе рассматривался как этическая категория: «все обязаны трудиться, а раз обязаны все, значит, это норма морали». А. С. Макаренко стремился к тому, чтобы коллектив всегда требовал от каждого участника трудового процесса высокого качества труда. Дисциплина рассматривалась как норма, и коллектив к соблюдению дисциплины относился спокойно и жестко.

А. С. Макаренко считал, что воспитательная польза от труда достигается только тогда, когда человек трудится, участвуя в «общественной и политической жизни». Включение в трудовую деятельность не было педагогической манипуляцией. Это было стремление к заработку для себя и коллектива. В коммуне сложилась очень полезная практика отчисления 10% заработка в общий фонд. Это позволяло не только решать реальные хозяйственные проблемы, но и воспитывало взаимную ответственность.

По мнению А. С. Макаренко, каждый труд «должен быть творческим». Труд без увлечения, без интереса, без мысли, без радости «напоминает усилия рабочей лошади». Научить творческому труду — особая задача воспитателя. В труде важна не только производственная подготовка, но и нравственная. Труд развивает человека физически, и это важно, но главная польза труда сказывается «в психическом, духовном развитии человека».

Итак, воспитание отношения к труду как к важной жизненной ценности требует:

формирования общетрудовых и специальных умений и навыков;

расширение форм трудовой деятельности;

последовательного, соответствующего возрасту включения личности в различные виды труда;

создание условий для проявления творчества в труде;

наличие стимулов к труду;

помощь в определении профессиональной направленности.

4.5. Воспитание гражданских ценностей в современных условиях
Ценности гражданственности

В современном понимании гражданственность — это сознательное и заинтересованное участие гражданина в управлении обществом. Гражданственность проявляется в участии гражданина в политической, социальной, экономической жизни государства, поддержании законопорядка, укреплении обороноспособности страны, готовности к самостоятельным инициативным действиям в интересах страны и в целях достижения собственного жизненного успеха.

В основе формирования гражданских ценностей лежит правосознание гражданина. Каждый гражданин должен осознавать свою принадлежность к государству, должен знать права и обязанности, установленные законодательством этого государства, защищать свои права и четко выполнять свои обязанности.

Базовым условием осознания принадлежности к государству как ценности является доверие гражданина к государству. В настоящее время мы реально сталкиваемся с проблемой падения такого доверия, что проявляется в уклонении от военной службы, пассивности в период выборной кампании, стремлении решить свои проблемы в обход властных структур, широкое распространение получило такое явление, как отток интеллектуальной элиты за рубеж и др.

Закон РФ «Об образовании» 1992 г. одним из основных требований к содержанию образования называет «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (статья 14).

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая Правительством Российской Федерации в 2000 г., в числе основных задач обозначила воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

Формирование гражданственности невозможно без формирования национального самосознания. Каждый человек должен ощущать неразрывную связь с судьбой своего государства.

Нельзя, однако, забывать, что современное общество породило ряд проблем (проблемы экологии, международного экстремизма, истощение энергетических ресурсов и др.), которые выходят за рамки отдельного государства и становятся межнациональными, межгосударственными. Поэтому крайне важно, наряду с формированием национального гражданского самосознания, помочь молодому поколению осознать себя гражданами мира, людьми, ответственными за все происходящее на земле.
Связь гражданственности и патриотизма

Гражданственность тесно связана с патриотизмом, поскольку государство, где каждый реализует свои гражданские права и обязанности, является для человека и Отечеством, Родиной. Патриотизм (от греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — родина), любовь к Родине, чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга.

В отечественной педагогике формирование патриотизма выступает важным условием и показателем успешности протекания воспитательного процесса. Тем не менее следует обозначить ряд проблем, которые отражают сложность процесса патриотического воспитания.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация современного общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на молодое поколение. В современной России получило распространение такое явление, как утрата патриотического сознания. Как следствие в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству, традициям, национальной культуре.

В условиях пересмотра исторических событий прошлого, резкой смены оценок этих событий молодое поколение оказалось беззащитно перед многополярностью мнений, суждений, позиций. Ситуация усугубляется расширением процессов глобализации, которые наряду с распространением культуры народов мира содержат в себе и элементы культурной экспансии. Как следствие получило распространение новое явление — антипатриотизм, который проявляется в героизации чужого образа жизни, неуважении к традициям и культуре своей страны.

Россия является многонациональным государством и мультирелигиозным обществом. В условиях поликультурности возможны разного уровня конфликты. Причиной этих конфликтов, как правило, является ложный «патриотизм», противопоставляемый толерантности и перерождающийся в национализм (чувство превосходства одной нации над другой) или великодержавный шовинизм (высокомерное превознесение одного народа за счет других). Бедствием современного общества стало интолерантное поведение, в основе которого лежит нетерпимое отношение к иной культуре, использование экстремизма как способа решения межнациональных, межгосударственных конфликтов.

В государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» обозначена система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания. Обобщенными показателями результативности программ является повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации; обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление социальной активности, готовности граждан к защите Отечества.
Сущность гражданского воспитания

Воспитание гражданственности связано с формированием у подрастающего поколения осознания своей принадлежности к государству. Каждый гражданин государства должен быть знаком с государственной символикой: гимном, флагом, гербом. Важно знакомить молодое поколение с традициями, историей государства. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта являются основой для формирования патриотических чувств. Каждый юный гражданин должен дорожить своим государством как святыней и по мере своих сил способствовать тому, чтобы ошибки и негативные страницы прошлого не находили продолжения в настоящем и будущем.

Гражданственность связана со знанием правовых норм. Главным документом для гражданина государства является Конституция, где определены гражданские права и обязанности.

В сфере международного права к гражданским правам относят обычно следующие:

право на жизнь;

право на свободу;

право на физическую целостность и личностную неприкосновенность;

право человеческое не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему достоинство обращению или наказанию;

право на защиту чести и доброго имени;

право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства;

право покидать собственную страну и свободно в нее воз вращаться;

право на судебную защиту и правосудие;

право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира;

свобода мысли, совести и религии;

свобода слова;

право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и др.

Знание правовых норм является необходимым, но недостаточным условием формирования гражданственности. Каждый гражданин государства должен быть достаточно компетентным в отношении своих гражданских прав и обязанностей, т. е. уметь пользоваться своими гражданскими правами. При этом он должен осознать необходимость выполнения прав и обязанностей гражданина, собственную ответственность за реализацию гражданских прав и обязанностей.

Соблюдение правовых норм требует волевой регуляции. Важно уже в стенах школы развивать правовое сознание, учить жить по законам гражданского общества, формировать правовую культуру как систему ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых в конкретном государстве. Интересный опыт в этом плане накоплен «Свободной школьной общиной» в Виккерсдорфе (основана а Германии в 1906 г.). Эта община была ярким образцом организации жизни на началах сотрудничества граждан небольшого сообщества. Законы жизни этого сообщества вырабатывались совместно учителями и учащимися. Контроль за проведение законов в жизнь поручался специально созданным для этого органам, что позволяло каждому ощутить свою защищенность. Опыт «Свободной школьной общины» имеет свое продолжение как в зарубежной, так и в российской школе.

Гражданственность связана с проявлением гражданской активности. Необходимо воспитывать осознание личностной ответственности за благополучие, последовательное развитие и надежную безопасность государства и гражданского общества. Гражданская активность наиболее ярко проявляется в акциях гражданской направленности, в деятельности общественных объединений и организаций. В настоящее время нет такой общественной организации, которая была бы массовой и ведущей, тем не менее наблюдается рост общественных объединений различной направленности, повышается их активность в политической жизни страны.

Воспитывая гражданственность, необходимо признавать права на развитие всех государств и народов, что требует развития способности к межкультурному сотрудничеству, толерантного отношения к иному государственному устройству, иному способу жизни.

В основе формирования гражданственности лежит:

знакомство с традициями, историческим прошлым государства и Отечества. Осознание личностью своей принадлежности к государству;

знакомство с законами государства, прежде всего с Конституцией — основным законом государства, формирование компетенции в овладении основами гражданских знаний;

развитие гражданской активности, формирование гражданской жизненной позиции как ценностного способа жизни личности;

освоение норм культурно-правового взаимодействия в отношениях межличностных, профессионально-деловых, межнациональных, административно-государственных должно стать для личности образом жизни;

развитие волевой регуляции гражданского поведения, умение и способности соотносить свои интересы с существующими в обществе законами и социальными нормами и традициями.