Цели и ценности образования

Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Высш. шк., 2008. — С. 119-127.

4.1. Ценности общества и цели образования

Сущность понятия «ценность»

Ценность — это человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. Значимость для личности и общества явлений окружающей действительности определяется не столько объективной сущностью этих явлений, сколько их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, теми интересами и потребностями, которые сформировались у каждой отдельной личности и социальных групп в процессе жизнедеятельности. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, природных явлений может выступать в качестве объектов ценностного отношения и определяться как добро или зло, истина или ложь, красота или безобразие и т. д.

Общество многослойно, поэтому в одном и том же социуме находится множество разнообразных ценностей. К примеру, в одном и том же обществе имеют место как гуманистические ценности и идеалы, которые утверждают ценность каждой личности, ее право на жизнь, так и диаметрально противоположные гуманизму ценности фашизма и экстремизма, в которых провозглашается жесткая селекция и неравное право человека на жизнь. Чем больше расслоение в обществе, тем более разнообразны ценности и идеалы.

Есть смысл сказать о доминирующих ценностях в определенную историческую эпоху, которые воспринимаются большей частью общества. Таковые есть всегда. Например, в советскую эпоху большинством воспринимались ценности коллективизма, которые противопоставлялись ценностям индивидуализма.

Социальная среда, в которой человек родился и живет, природа, которая его окружает, деятельность, которой он занимается, во многом определяют его мировосприятие, мировоззрение и, следовательно его систему ценностей. Так, для крестьянина природные явления, от которых зависит урожай, оцениваются в таких ценностных категориях, как «добрый дождь», «злой ветер». Для городского жителя эти явления гораздо менее значимы и имеют уже оценки типа «хорошая — нехорошая» погода.

Взаимодействуя с социумом, каждый человек формирует свое «аксиологическое Я» (ценностные ориентации), т. е. избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, свои установки, убеждения, предпочтения, которые выражаются в его поведении. Ценностные предпочтения всегда являются предметом выбора каждой отдельной личности, но «индивид не просто «стоит» перед витриной покоящихся на ней значений, среди которых ему остается только сделать выбор, и эти значения — представления, понятия, идеи — не пассивно ждут его выбора, а энергично врываются в его связи с людьми, образующие круг его реальных общений» (А. Н. Леонтьев). Осваивается космос, происходят войны и революции, с экранов телевизоров звучат богослужебные проповеди, ученые клонируют человека и т. д. Так или иначе, личность должна выстроить свою систему отношений как к глобальным, так и к локальным событиям и процессам, свидетелем, или участником которых она является.

Ценности не являются какой-то застывшей на всю оставшуюся жизнь системой, они динамично развиваются, изменяются. Имеет место такое явление, как переоценка ценностей. Такая переоценка может происходить как на уровне личности, так и на уровне государства и общества.

Для того чтобы личность могла со всей ответственностью подходить к выбору системы собственных ценностей, каждый человек должен стать субъектом жизни. Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное его целям и ценностям, есть качество субъекта жизни. Подлинным субъектом жизни становится та личность, которая способна сохранять на протяжении времени свои важнейшие потребности и направлять всю свою жизнь на достижение главных ценностей, на решение задач самовыражения.

Наряду с жизнеутверждающими ценностями человек может ориентироваться на суррогатные ценности: нажива, жажда власти, удовлетворение низменных инстинктов и др. И тогда жизненные силы человека тратятся непродуктивно, он не может в полной мере раскрыть и реализовать себя.

Сущность аксиологического подхода заключается в том, чтобы личность смогла включиться в самостоятельный поиск ценностей. Воспитание должно находить в обществе позитивные, жизнеутверждающие ценности и, опираясь на них, помогать развиваться духовному миру личности, формировать устойчивость к негативным, разрушительным идеям и ценностям. Нужно помочь молодому поколению сформировать стремление к гармонии в себе и мире, потребность в постоянном совершенствовании.
Непреходящие социальные ценности

Жизнь как ценность. Непреходящей, объективной действительной необходимостью и высшей ценностью во все времена является человеческая жизнь. Современное общество переживает период, когда проблема выживания человечества становится проблемой всей цивилизации.

Окружающая действительность изобилует фактами, которые говорят о том, что сохранение человеческой жизни в современном мире перестает быть мерилом в выборе действий. Это происходит, когда государство использует силовые методы в решении межгосударственных конфликтов, когда развязываются локальные этнические войны, когда определенными группировками в качестве демонстрации своей политической воли осуществляются экстремистские действия. Эти и другие факты демонстрируют пренебрежительное отношение к человеческой жизни.

Очевидно, что в современном мире накопился целый клубок проблем, который поставил под угрозу благополучное развитие человека и всего человечества. Решение проблем выживания человека возможно только при осознании всеми и каждым ценности человеческой жизни. Крайне важно достичь осознания и понимания каждым человеком ответственности за окружающее его жизненное пространство.

Психологический смысл отношения к жизни как к ценности известный зарубежный психолог Э. Фромм выводит в следующем. Быть живым — это динамическое, а не статическое понятие. Существование и раскрытие специфических сил организма — это одно и то же. Все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей. Отсюда, по Э. Фромму, цель человеческой жизни следует понимать как раскрытие его сил и возможностей в соответствии с законами его природы. Первейшая цель педагога — воспитать бережное отношение к жизни и здоровью у каждого человека, повлиять на утверждение такого отношения в обществе.

Природа как ценность. Ценность человеческой жизни тесно связана с отношением к природе как к жизненно важной среде. Разрушение ресурсов природы равносильно разрушению человеческой жизни: в природе человек черпает, поддерживает и сохраняет свои жизненные силы. Широко известен доклад Римскому клубу «Пределы роста» (1972), который был составлен на основе исследования ближайших и отдаленных последствий крупномасштабных решений, связанных с выбранными человечеством путями развития. Исследовались пять основных глобальных процессов: быстрая индустриализация, рост численности населения, увеличивающаяся нехватка продуктов питания, истощение запасов невозобновимых ресурсов, деградация природной среды. Вывод доклада был ошеломляющий: есть предел в использовании имеющихся ресурсов. Исследователи высказали идею поддержания «равновесного» состояния, подчеркивая, что осуществление идеи глобального равновесия возможно только через сознательную деятельность всех жителей планеты.

Потребительское и бездумное отношение к среде обитания, давление человека на нее в нынешних формах и масштабах становится опаснейшим явлением, ибо оно чревато экологическими катастрофами, грозящими самому существованию человека. Важность глобальных проблем сегодня хорошо осознана. Одним из способов их решения становится перестройка отношений между человеком и окружающей средой. От прямого воздействия на нее людям приходится переходить к соучастию, сотрудничеству с ней, т. е. к такому партнерству, которое учитывает последствия, реакции, ответы природы на наши воздействия на нее.

Мы начинаем прислушиваться к ее ответам, начинаем вступать с ней в диалог, принимать участие в ее судьбе, уважать ее собственные законы существования, оберегать и воссоздавать, а не только потреблять ее ресурсы.

Современный человек должен научиться жить в гармонии с природой, осознавать себя как часть природы, принимать на себя ответственность за сохранение природной среды. Поэтому так называемое экологическое воспитание — важнейшая часть и направление образования, часть воспитательной миссии педагога.

Общество как ценность. В обществе происходит утверждение жизни каждой отдельной личности, реализация и раскрытие ее жизненных сил и возможностей. На данном этапе актуализируется идея формирования общества устойчивого развития. Только устойчивое развитие общества позволяет личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

Человек должен развиваться на протяжении всего своего жизненного пути. Жизненный путь человека — это «история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения» (Б. Г. Ананьев). Каждый человек должен воплотить себя в жизни в чем-то социально ценном. В противном случае он теряет ощущение значимости и полноты жизни.

Сложные проблемы социально-культурного взаимодействия в современную эпоху стали принимать критический характер. Различные формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. 16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) приняла Декларацию принципов толерантности. Принцип толерантности требует, с одной стороны, терпимости к иному мнению, культурным традициям, вере и т. д., но с другой — и твердости в отстаивании своих жизненных позиций и ценностей. Осуществление в реальной практике принципа толерантности требует не только принятия позиции терпимости, но и формирования у личности особых способностей: культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции и т. д., другими словами, необходимо воспитывать у учащихся умение и способность жить в обществе. Важно научить современное молодое поколение, проявляя терпимость к иному, сохранить свою самость.

Семья как ценность. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, ведь главное назначение семьи — это воспроизводство и поддержание жизни во всех ее проявлениях. Семья предоставляет человеку возможность ощутить истинные ценности бытия. Семья — одна из главных сфер создания, сохранения, культивирования и передачи человеческих ценностей, она средоточие важнейших гуманистических традиций: любви и заботы, бескорыстия и доброжелательности, самоотверженности и солидарности. Все люди на любом этапе своей жизни, так или иначе, связаны с семьей.

Для детей семья — это их первая встреча с миром, в котором они находят самых дорогих, заботливых и любящих существ: мать, отца, бабушек и дедушек, других членов семьи. Здесь же ребенок впервые учится выполнять многие важнейшие индивидуальные и общественные функции, учится выделять себя в семье как в первичной ячейке общества и делать первые шаги самостоятельности и свободы. Семья — такой же дар ребенку, как и жизнь, поскольку она образует первую, непосредственную, неотделимую от него среду существования. В семье, в любви и заботе, в единении и взаимной поддержке фокусируются для ребенка практически все человеческие добродетели.

Развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение людей к ней: увеличивается число нерегистрируемых браков, падает рождаемость, увеличивается число внебрачных детей, нормой становится воспитание ребенка одним из родителей, непопулярна стала семья из трех поколений и т. д.

Серьезной психологической проблемой становится отчуждение личности от семьи, семейных ценностей, самоустраненность от семейных проблем. Отчуждение (психологический уход), духовная отрешенность происходит чаще всего тогда, когда возникает конфликт ценностей, когда представления об истинных ценностях одних противоречат представлениям других. Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида, открывает двери для разного рода негативных влияний.

Гуманистическое воспитание заключается в ясном осознании всеми членами общества жизненно важных ценностей. Важно научить человека с детских лет соотносить возможности, потребности и обязанности, чтобы в итоге положительные человеческие качества могли бы раскрыться и реализоваться наиболее плодотворным образом.
Взаимосвязь ценностей общества и целей образования

Цели образования (идеальное, мысленное предвосхищение результата, путей и средств его достижения) производны от ценностей общества.

Проиллюстрируем эту мысль на конкретных примерах. В тоталитарном государстве на первый план выдвигается ценность сохранения и развития того государства, которое закрепляется господствующей идеологией, и личность должна со всей активностью этому способствовать, чтобы вписаться в существующую идеологическую систему. Классической иллюстрацией является моральный кодекс строителя коммунизма (Программа КПСС), где были определены конкретные качества, которыми он должен был обладать. Строитель коммунизма — это социально активная личность, которая мыслит категориями коллективного сознания и направляет все свои стремления на построение коммунистического общества. Именно в этот период закрепился такой расхожий педагогический лозунг: «личность воспитывается в коллективе, для коллектива и через коллектив». Очевидно, что ценность личности отодвигается на второй план по отношению к ценности коллектива.

В демократическом государстве на первый план выдвигается ценность личности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» цель образования определяется следующим образом: «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». При этом личность должна быть интегрирована в современное общество и государство. Таким образом, закон знаменует новые приоритеты в системе ценностей — это интересы, потребности, возможности самореализации личности в социально значимой деятельности.

В рыночных условиях необходима личность, способная гибко перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися условиями. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. обозначены такие целевые приоритеты, как воспитание у молодого поколения инициативности, самостоятельности, мобильности.

Цели образования и ценности общества находятся в тесной взаимосвязи. На первый план в современном обществе выходят ценности сохранения жизни, что неразрывно связано с сохранением природы как жизненной среды. В Национальной доктрине образования РФ до 2025 г. в числе целей и задач образования обозначено «экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе». Образование должно формировать у подрастающего поколения чувство ответственности за охрану окружающей среды, воспитывать их активными проводниками знаний, способствующих более глубокому осознанию серьезности экологических проблем.

Для того чтобы в рамках образовательного учреждения достичь поставленных целей, необходимо создавать ценностно-развивающую среду. Влияние на личность воспитанника, на его систему ценностей не линейное, каждый преломляет в своей личности все многообразие его взаимодействия с окружающим миром. Поэтому каждое образовательное учреждение должно заботиться о формировании ценностной среды. Известен пример Царскосельского лицея, целью которого было воспитание новых людей, способных осуществить преобразование России. Общий успех лицея зависел от той среды, которую удалось создать благодаря усилиям всего педагогического корпуса. Здесь каждого воспитанника приучали к самостоятельному философскому и критическому мышлению, ориентировали на высокие нравственные идеалы, на стремление жить и трудиться для воплощения идей добра, для «общей пользы». Ценности, которые были восприняты воспитанниками, прекрасно выразил в стихах лицеист А.С. Пушкин:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Проводником целей образования является педагог. При этом педагог сам является носителем собственных смыслов и ценностей. Тот социальный заказ, те цели, который обозначены в государственных документах, педагог преломляет через собственное понимание, через свою систему ценностей. Поэтому крайне важно воспитать педагога, ориентированного на жизнеутверждающие ценности.

Одна из главных проблем школы и семьи — отчуждение личности ученика, воспитанника от целеполагания. В то время как личность — это оценивающая, выбирающая, смыслообразующая, целеполагающая субстанция. Каждый человек должен сам выстроить свою систему ценностей, определить для себя цель и смысл жизни. Известный психолог В. Франкл выделяет три группы ценностей, которые значимы для человека на протяжении всей его жизни и непосредственно связаны со смыслом жизни: ценности творчества (то, что мы даем миру), ценности переживания (любовь, дружба — то, чем мы обмениваемся с миром), ценности отношений (позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе). В. Франкл показывает неразрывную связь смысла жизни с системой ценностей. Смысл — это то, что имеет внутреннее значение для жизни конкретного человека, дает разумное основание цели.

Вопрос заключается в том, насколько человек бывает готов определить свою собственную цель и смысл, тем более что процесс постижения цели и смысла жизни не прекращается на протяжении всего жизненного пути. «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя» (В. Франкл). Одним из важнейших психологических аспектов смысла жизни является способность человека переживать ценность жизни и готовность нести за нее ответственность. Образование должно помочь личности «обнаружить» смыслы.