Конспекты лекций Ю. В. Ларина по истории и философии науки

Место социально-гуманитарных наук в системе научного знания

Платон 427-347

3 духовные способности человека — 3 науки.

Человеческая способность Наука Диалоги
Разумное познание в понятиях Диалектика Теэтет, Парменид, Софист — проблемы диалектики
Чувственное восприятие Физика Тимей, Федон — проблемы физики
Воля или желание Этика Государство, Политика, Филеб, Горгий — проблемы этики

Науки формируют духовные способности человека.

Аристотель 384-322

Науки делятся на два вида: 1) теоретические и 2) практические.

Теоретические науки ориентированы на производство знания как такового (знание ради знания).

Практические науки — это науки о знаниях, которые обладают достоинством практического применения.

Теоретические науки Практические науки
Первая философия.Предмет: первые начала и причины, главные роды бытия. Этика
Физика (вторая философия). Предмет: чувственно воспринимаемая движущаяся субстанция. Задача: построение онтологии чувственно воспринимаемого мира. Мир надлунный (состоит из эфира) и подлунный (состоит из огня, воздуха, воды и земли). Неодушевлённые тела, одушевлённые тела, разумные существа. Политика
Математика. Предмет: количественные связи и отношения.

Средние века XI-XII

Появляются университеты, состоящие из трёх факультетов 0) философского (подготовительный), 1) юридического, 2) медицинского, 3) богословского. На философском факультете изучали семь дисциплин. Тривиум: 1) грамматика, 2) риторика, 3) диалектика — давал степень бакалавра искусств. Квадривиум: 1) арифметика, 2) геометрия, 3) астрономия, 4) музыка — давал степень магистра и право поступать на один из трёх высших факультетов.

Университет — корпорация учителей и учеников, проживающих сообща.

Фрэнсис Бэкон 1561-1626

Фрэнсис Бэкон строит систему наук на основе основных познавательных способностей человека.

Человеческая способность Наука Дисциплинарный состав
Память История Естественная история. Гражданская история
Разум (рассудок) Философия Естественная теология. Антропология (психология, логика, теория познания, этика, гражданская философия). Философия природы
Воображение Искусство Литература. Поэзия

Сочинение «Новый Органон».

Татищев Василий Никитич 1686-1750

Сочинение «Разговор с приятелем о пользе наук и училищ».

Классификация наук по принципу полезности.

Тип науки Дисциплинарный состав
Нужные науки Экономика. Медицина. Юриспруденция. Логика. Богословие. Языкознание.
Полезные науки Риторика. Физика. Математика. Ботаника. Антропология. История. География.
Щёгольские, увеселящие науки Поэзия. Живопись. Музыка. Танец.
Любопытные, тщетные науки Астрология. Алхимия. Хиромантия.
Вредительские науки Чернокнижие. Некромантия.

Позитивизм

Огюст Конт

Герберт Спенсер. Каждая группа наук обладает своей собственной спецификой.

Фридрих Энгельс (1820-1895) берёт за основу схему О. Конта, указывает на переходы от одной науки к другой. Теория антропогенеза.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831

Наука Дисциплинарный состав
Логика Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии.
Философия природы Механика. Физика. Органика.
Философия духа Учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология). Учение об объективном духе (право, мораль, нравственность). Учение об абсолютном духе (история искусств, история религии, история философии).

Джон Стюарт Милль 1808-1873

Заслуга Милля в том, что он все содержательные науки поделил на два вида: 1) науки о природе и 2) науки о духе.

Наукая постигает предмет в его собственной определённости и в его собственном содержании.

Вильгельм Дильтей

Сочинение «Введение в науки о духе»

Основание для сопоставления Науки о природе Науки о духе
Предмет наук Внешние предметы Внутренние переживания
Цель наук Объяснить явления Понять явления

Вильгельм Виндельбанд 1848-1915

Науки различаются по методу. Номотетический метод — установление законов. Идеографический метод — выявление уникальности.

Генрих Риккерт 1863-1936

Науки о природе используют генерализирующий (обобщающий) метод.

Науки о культуре используют индивидуализирующий метод.

Изучение природы объективно нейтрально.

Изучение культуры ценностно ориентировано.

Вильгельм Вундт

Феноменологическая процедура — описание процессов изучаемых предметов.

Генетическая процедура — описание возникновения и развития, стадий развития.

Систематическая процедура — описание структуры и связей изучаемых предметов.

Науки естественные Науки о духе
Феноменологическая процедура Генетическая процедура Систематическая процедура Феноменологическая процедура Генетическая процедура Систематическая процедура
Физика. Химия. Физиология. Космология. Геология. История развития организмов. Минералогия. Ботаника. Зоология. Психология. История. Право. Экономика. Политика. Этика.

Ивин А. А.

Учебник «Социальная философия»

Квадрат Ивина

Естественные науки: физика, химия, биология и другие.

Социальные науки: экономика, политология и другие.

Гуманитарные науки: психология, лингвистика, история и другие.

Культурологические науки: этика, эстетика, искусствоведение и другие.

Резник Юрий Михайлович

Журнал «Личность. Культура. Общество», 2000, выпуск 3, страницы 53-85: «Пути системной реорганизации социального знания».

Науки делятся на 1) естественные и 2) социальные. Социальные науки делятся на 1) науки о личности, 2) науки об обществе, 3) науки о культуре.

Каган Моисей Самойлович

Типы бытия Типы наук
Бытие природы Естественные науки
Бытие общества Социальные науки
Бытие человека Гуманитарные науки
Бытие культуры Культурологические науки

Бургин М. С., Кузнецов В. И.

Введение в современную точную методологию науки: Структура и система знания. М., 1994. С. 5-7.

Типы бытия Типы наук
Природа Естественные науки
Человеческое общество, включая человека Обществоведение. Антропология.
Искусственные материальные системы Науки о технике. Науки о материальной культуре.
Искусственные идеальные системы Науки о духовной культуре
Сверхъестественный мир Теология

Основные исследовательские программы

Какое понятие социально-гуманитарных наук является предельно объяснительным?

Четыре научно-исследовательские программы:

  1. натуроцентризм;
  2. социоцентризм;
  3. антропоцентризм;
  4. культуроцентризм.

Теоцентризм — компенсаторная программа («Бог его знает»).

Имманентный подход: объяснение изнутри природы, общества, человека, культуры.

Объяснение извне: объяснение природы внешними категориями, объяснение общества внешними категориями, объяснение человека внешними категориями, объяснение культуры внешними категориями.

Необходимо сочетание этих двух объяснительных подходов: объяснение изнутри и объяснение извне.

Социально-гуманитарная проблематика в эпоху античности

С кого начинать?

  1. С Платона (социальная проблематика).
  2. С Протагора (гуманитарная проблематика).
  3. Мы начнём с Демокрита.

Демокрит 460-380

Сочинения «Большой мирострой», «Малый мирострой».

Человек — часть космоса, органично устроенной природы (натуроцентристский момент).

Человек состоит из атомов и пустоты. Шарообразные атомы составляют душу. Все остальные виды атомов составляют тело. Душа находится внутри тела. Человек выдыхает — душа выходит. Человек вдыхает — душа входит. Смерть есть выдох без вдоха. Большие атомы души — тёплые, добродушие. Маленькие атомы души — холодные, егоистичность.

Человек есть животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощников во всём руки, рассудок, умственную гибкость. Человек произошёл из природы, как червяк из грязи.

У человека есть три потребности: 1) в пище, 2) в жилище, 3) в одежде.

В удовлетворении потребностей люди проходят состояния 1) звероподобное (каждый сам по себе, в одиночку), 2) полисное (лучший тип государства — демократия).

Смыслом и целью жизни человека является счастье. Эвтюмия — хорошее расположение духа. Способы достижения эвтюмии: 1) умение хорошо мыслить, 2) умение хорошо говорить, 3) умение хорошо поступать.

Девиз: «Не делай ничего непристойного!»

Протагор 481-413

Главный тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

Знание о мире невозможно, потому что мир непрерывно изменяется.

Каждый сам должен определиться, что ему дорого, ценно.

Человек как предмет. Метод может быть любой.

Сократ 469-399

Главный тезис: «Познай самого себя!»

Человек может быть понят и должен быть познан из самого себя.

Главное в человеке — это его нравственные качества.

Нравственные качества — это добродетели.

Надо различать добро и зло.

Знание добра и зла заложено в человеке.

Майевтика — искусство выявления знания из самого человека и искусство задавать правильные вопросы.

Киники — сократическая школа. Основоположник: Антисфен. Наиболее яркий представитель: Диоген Синопский.

Платон 427-347

Сочинения «Государство», «Законы».

Вещь есть единство идеи, материи и души.

Человек есть единство идеи, тела и души.

Тело человека состоит из четырёх стихий.

Душа — часть мировой души, поэтому она бессмертна.

Существует огромное, но конечное число душ по числу звёзд на небе.

Задача души — вспомнить забытое.

Диалектика — метод воспоминания.

Вначале человеческой истории существовала совершенная форма общежития.

Государство — такая форма общежития людей, при которой каждый из нас оказывается недостаточным и нуждается во многих.

Отрицательные типы государств: тимократия → олигархия → демократия → тирания.

Идеальный тип государства. В основе лежит справедливость.

Часть души Тип добродетели Общественный слой
Разум Мудрость Мудрецы
Воля Мужество Воины
Чувство Подчинение Крестьяне и ремесленники

Аристотель 384-322

Сочинения «Политика», «Никомахова этика».

Вещи есть единство материи и формы.

Бог — форма форм.

В человеке заложено стремление к благу.

Достижение блага предполагает разумную деятельность.

Добродетель состоит 1) в умении верно ориентироваться, 2) в умении выбирать добро, 3) умение выбирать надлежащий поступок.

Добродетель — середина между крайностями.

Дианоэтические добродетели.

Человек — этическое существо.

Человек — политическое существо.

Критерии для выделения типов государств:

  1. Общая польза.
  2. Власть одного, немногих, большинства.
  3. Властители бедные, богатые.
Правильные Неправильные
Монархия — один во имя всех Тирания — один во имя себя
Аристократия — меньшинство во имя всех Олигархия — меньшинство во имя богатых
Республика (полития) — большинство во имя всех Демократия — большинство во имя бедных

Эпикур 341-270

Сочинения «Письма», «Главные мысли».

Главная цель человека — удовольствие. Человек стремится к счастью, счастье состоит в удовольствии.

Удовольствие — это отсутствие страданий как телесных, так и душевных.

Освобождение от страданий — разумный выбор ограничений.

Желания:

  1. естественные: необходимые (пища, питьё, одежда); не необходимые (роскошь, поэзия, музыка);
  2. вздорные (венки, почётные статуи).

Душа страдает из-за 1) страха вмешательства богов, но боги никак не вмешиваются в человеческую жизнь; 2) страха перед смертью, но пока я есть — смерти нет, когда смерть есть — меня нет.

Пиррон 365-275

Основатель скептицизма.

Цель жизни человека — счастье.

Чтобы быть счастливым, надо правильно ответить на три вопроса:

  1. Что есть мир? Из чего состоят вещи? Мы не можем этого сколь-нибудь определённо знать. Аргументы Энесидема и Агриппы в описании Диогена Лаэртского.
  2. Как мы должны относится к вещам, окружающему миру? Мы должны воздерживаться от любого суждения о мире. Ср. ̉εποχή у Гуссерля.
  3. Какой результат мы получим от нашего отношения к миру, к вещам? Мы получим невозмутимость, атараксию (предел возможного счастья).

Зенон из Китиона 336-254

Основатель стоицизма.

Цель жизни человека — счастье.

Счастье состоит в согласованной жизни: 1) согласованность человеческих мыслей друг с другом; 2) согласованность человеческих желаний с мыслями; 3) согласованность человеческих мыслей и желаний с окружающим миром.

Стоики признавали господство закономерности, судьбы. «Радивого судьба ведёт, а нерадивого тащит».

Человеку как естественному существу должны быть присущи четыре первичных добродетели:

  1. разумение — знание, что есть добро, что есть зло, а что не есть ни то, ни другое;

  2. мужество — знание, что предпринять, чего остерегаться, а в чём не держаться ни того, ни другого;

  3. справедливость — знание, которое позволяет нам быть ровным и добрым;

  4. здравомыслие — знание устроенности и упорядоченности.

Добродетели подвержены извращению из-за страстей.

Страсть — неразумное движение души.

Четыре рода страстей:

  1. скорбь — неразумное душевное сжатие (ревность есть скорбь, что другому досталось то, что хотелось бы самому, жалость, горе, смятение и другие);

  2. страх — ожидание зла (боязнь есть страх, вызывающий трепет; стыд есть страх бесчестия; тревога есть страх перед неизвестным; ужас, робость, потрясение, испуг и другие);

  3. желание — неразумное возбуждение (любовь есть стремление к сближению, вызванное видимостью красоты; гнев есть желание наказать того, кто по-твоему тебя обидел; ненависть есть застарелый гнев; томление, ярость и другие);

  4. наслаждение — неразумное возбуждение к предмету, который лишь по видимости предпочтителен (очарование есть наслаждение, получаемое через слух; злорадство есть наслаждение от чужих несчастий; распущенность есть разворот души к разврату; разомлённость есть разложение всех добродетелей; и другие).

Девиз стоиков: «Не плакать, не смеяться, а понимать».

Социально-гуманитарная мысль Средневековья

Предпосылки: 1) влияние религии (христианство, ислам); 2) освоение Платона и Аристотеля.

Аврелий Августин 354-430

Сочинение «О граде Божием».

Мировоззрение Августина теоцентрично.

Бог — творец мира, мир зависим от своего творца. Человек — часть созданного мира, часть, имеющая тело и душу. Человек не может быть ни без тела, ни без души. Человек принадлежит царству духа и царству материи. Принцип соотношения души и тела — единство без смешения.

Человек — существо общественное. Общество — множество людей живущих вместе. Поскольку всё предопределено к какой-то цели, то общество имеет динамичный (движущийся к цели) характер.

Периоды истории: 1) младенчество (от Адама до потопа), 2) детство (от потопа до Авраама), 3) отрочество (от Авраама до Давида), 4) юность (от Давида до вавилонского пленения), 5) зрелость (от вавилонского пленения до Христа), 6) старость (от Христа до Страшного Суда).

Общество как град небесный и град земной. Два рода человеческого общения. Град земной составляется из людей, желающих жить между собой по плоти. Град небесный составляется из людей, желающих жить между собой по духу. Любовь — человеческое проявление Божественной воли, влекущее каждую вещь к её естественному месту. Любовь к небесному и любовь к земному. Любовь к любви к небесному. Любовь к любви к земному. Каин — основатель земного града. Ангелы и патриархи — основатели небесного града. Наслаждение и пользование. Земные люди наслаждаются материальными благами. Люди небесного града пользуются материальными благами.

Основные идеи: 1) единство человеческого рода, 2) поступательное движение человеческой истории.

Бонавентура 1217-1274

Сочинение «Путеводитель души к Богу».

Ощущение — познание мира самого по себе.

Воображение — познание того, как мир входит в нашу душу.

Смысл — познание себя, познание души самой по себе, как она существует сама по себе.

Понимание — познание себя как преображённого существа.

Ум — созерцание Бога как некоего света, находящегося вне человека.

Мистическое слияние — созерцание Бога как Творца, как источника и причину всего существующего.

Фома Аквинский 1225-1274

Сочинения «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

Сотворённый мир иерархичен. Ступени иерархии (растения, животные, человек, ангелы, Бог) не переходят одна в другую.

Человек — одухотворённое тело или воплощённый дух. Разум и воля — две способности души. Предназначение разума — познание Бога. Предназначение воли — любовь к Богу.

Проблема добра и зла.

Человек — общественное существо. Общество иерархично, все равными быть не могут. Монархия — лучшая форма государственного устройства. Мы все одинаковы тем, что отличаемся друг от друга.

Ибн Хальдун 1332-1406

Сочинение «Книга поучительных примеров».

Человек — политическое существо по природе и человеческое общество необходимо.

Причины объединения: 1) в одиночку невозможно себя обеспечить, 2) в одиночку невозможно противостоять нежелательному воздействию природы.

В обществе с необходимостью существует верховная власть, сдерживающая нежелательные воздействия людей друг на друга. Асабия — основа для объединения людей. Харизма. Комплементарность.

Этапы в развитии общества: 1) примитивность (земледелие, скотоводство), 2) цивилизованность (города, ремёсла, торговля, государство во главе с владыкой, налогами и армией).

Развитие любого государства осуществляется циклично. Цикл — 120 лет (четыре поколоения).

Социально-гуманитарная мысль эпохи Возрождения

Возникает термин «гуманизм». Человек как творческое существо.

Николай Кузанский 1401-1464

Сочинение «Об учёном незнании».

Мир — развернувший себя Бог. Человек — образ и подобие Бога, то есть он есть малый бог. Бог — творец, следовательно, и человек — творец. Бог сотворил мир, природу и человека. Человек творит собственный мир, в котором он живёт.

Главное отношение человека к миру — это любовь. Любовь — наиболее адекватное проявление человеческой сущности. Человек есть становящееся существо. Если кто-то любит, то он радуется тому, что в любимом есть основание для любви. Любовь — это постижение непостижимого.

Пико делла Мирандола 1463-1494

Сочинение «Речь о достоинстве человека».

Человек не столько дан, сколько задан. Он сам должен сотворить себя из неопределённого существа. Кем он себя сделает, тем он и будет.

Никколо Макиавелли 1469-1527

Сочинение «Государь».

Человек — существо внутренне противоречивое и разнообразное в своих проявлениях. Каждый человек стремится осуществить свою собственную цель. Интересы людей многообразны, но все они сводятся к одному: сохранить и приумножить своё имущество.

Жизнь людей складывается под влиянием двух факторов: фортуна и воля людей. Судьба — это стихия жизненных обстоятельств, в которых живут люди. Судьба проявляет своё всесилие там, где препятствием ей не служит человеческая доблесть. Эгоизм людей неискореним и требует государства, чтобы его регулировать.

Цель государства — общее благо. Государство как целое превыше всего, превыше каждой своей части — отдельного человека. Одно и то же государство может иметь разные формы правления: республика или монархия. Для сохранения государства можно использовать любые средства.

Томас Мор 1478-1535

Сочинение «Утопия».

Существующий мир — величественное и изумительное творение Бога. Человеческую жизнь нельзя уравновесить всеми благами мира. Душа бессмертна и по милости Бога рождена для счастья. Счастье заключается в честном и благородном удовольствии. Бывают духовные удовольствия: наслаждение пониманием созерцания жизни, воспоминание о хорошо прожитой жизни, несомненное блаженство в будущем.

Проблема человека и общества в философии Нового времени XVII-XVIII вв.

Блез Паскаль 1623-1662

Сочинение «Мысли».

84 афоризм о несоразмерности человека. Несоизмеримость бесконечности и человека. В чём основание человеческого в человеке? В разуме, в понимании гибели и человека, и вселенной. Для человека в природе нет большей загадки, чем он сам.

Бенедикт Спиноза 1632-1677

Сочинение «Этика».

Человек — часть природы. Природа творящая — это Бог. Природа сотворённая — совокупность предметов, явлений, процессов. Модификация природы творящей — совокупность модусов. Бесконечное количество свойств (атрибутов). Для человека природа раскрывается в двух атрибутах: 1) протяжённость и 2) мышление.

Проблема свободы — центральная проблема согласно Спинозе. Душа в пассивном состоянии — совокупность аффектов. Душа в активном состоянии (разум) — совокупность идей для познания и организации мира. Разум и воля — одно и то же. Источник несвободы человека — аффекты. Главные аффекты: 1) желание, 2) радость (удовольствие), 3) печаль (неудовольствие). Желание — направленность человека к действию. Удовольствие — переход от меньшего совершенства к большему. Неудовольствие — переход от большего совершенства к меньшему. Аффекты могут быть ограничены более сильными аффектами.

Не плакать, не смеяться, а понимать.

Томас Гоббс 1588-1679

Сочинение «Левиафан».

Мир — совокупность тел. Главные акциденции тела — это протяжённость и фигура.

Человек — тело, одарённое разумом. Благодаря разуму, человек — творец надприродных тел. У человека можно выделить: 1) физические способности (питаться, двигаться, размножаться), 2) духовные способности (познание, воля). Бог сотворил людей равными, люди равно стремятся к благам жизни.

Война всех против всех — естественное состояние людей. В естественной жизни человека есть вечный страх, постоянная опасность насильственной смерти. Отсюда стремление сменить естественное состояние на общественное, путём общественного договора. Право на жизнь, на свободу, на собственность.

Человек сам создаёт себя как общественное существо.

Общество отделено от государства.

Разделение властей дурно, поэтому монархия оценивается положительно, а аристократия и демократия отрицательно.

Джон Локк 1632-1704

Сочинение «Два трактата о правлении».

Проблема человека и общества в философии французского Просвещения XVII-XVIII вв.

Три крыла французского просвещения: 1) умеренное (Вольтер, Монтескьё, Кондильяк), 2) леворадикальное (Ж.-Ж. Руссо), 3) французские материалисты (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций).

Вольтер 1694-1778

Сочинения «Рассуждения о человеке», «Философские письма».

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) — основоположник французского просвещения. Вольтер — деист: Бог сотворил природу и человека, задал закономерности движения в мире и предоставил мир самому себе.

Человек — высшее существо природы, обладающее разумом. Человек изначально является общественным существом. У каждого животного есть свой инстинкт, инстинкт человека влечёт его к обществу (сравните с Руссо). Основой общественности человека является эгоизм (сравните с «Басней о пчёлах» Мандевилля).

Общественное состояние — результат молчаливого договора индивидов соблюдать права друг друга: право на свободу, равенство прав, право на собственность на продукты своего труда. Для закрепления договора учреждается естественная власть государства.

Основой постепенного совершенствования общества является хорошее законодательство. Законы издаются правителем. Правитель придерживается господствующего мнения.

Взаимосвязь политической среды, господствующего мнения (просвещения людей), взглядов правителя, законов.

В развитие общества наблюдается две основные тенденции: 1) эгоистическое стремление людей к благу, 2) способность человеческого разума вырабатывать истинные знания всё в большем и большем объёме.

Четыре эпохи взлёта: 1. Век Филиппа и Александра Македонских (III-II вв. до н. э.). 2. Век Цезаря и Августа (I в до н. э. — I в. н. э.). 3. Век Медичи. Итальянское Возрождение (XIV — середина XV в.). 4. Век Людовика XIV (XVII в.).

Каждый должен возделывать свой сад.

Клод Адриан Гельвеций 1715-1771

Сочинения «О человеке», «Об уме»

Человек — это несомненно чувствующее, слабое и способное размножаться живое существо. Два основных чувства человека: 1) любовь к удовольствию, 2) ненависть к страданию. Себялюбие — это соединение этих двух чувств, оно обеспечивает самосохранение. Как слабое существо человек с необходимостью должен объединяться с другими людьми. Как способное размножаться существо человек с необходимостью должен трудиться.

Четыре ступени хозяйственной жизни людей: 1) охота, 2) пастушество, 3) земледелие, 4) промышленность и торговля. С возникновением земледелия возникает частная собственность.

Жан-Жак Руссо 1712-1778

Сочинение «Об общественном договоре».

Руссо — деист.

История человеческого рода есть движение от естественного состояния к общественному. Два переворота: 1) постройка жилищ, 2) обработка металлов и земледелие. Возникает государство как заговор богатых против бедных.